«Успешный сценарист – это свобода»

Александр Талал,

сценарист («Дневной дозор», «Черная молния», «Звездные собаки: Белка и Стрелка»)

Другие популярные интервью:

    29.09.09

    Соавтор «Дневного дозора» и главной новогодней премьеры 2009 года – блокбастера «Черная молния» (кинокомпания «Базелевс») – о том, что необходимо знать, чтобы стать успешным сценаристом.

    Александр Талал

    Правила нужно знать, чтобы нарушать их с толком

    СINEMOTION_LAB: Вы учились сценарному мастерству в одном из лучших американских университетов, в Беркли. А что вас подтолкнуло к такому выбору?

    АЛЕКСАНДР ТАЛАЛ: Там другая система. Ты поступаешь в колледж искусств и можешь заниматься всем, чем угодно, на любом факультете. Профессию выбираешь на второй или третий год обучения... Я, большей частью, занимался актерским мастерством и параллельно ходил на курсы сценарного мастерства. И постепенно произошла перестановка приоритетов. В сценарии есть магия. Даже если ты опубликуешь свою книгу и раскроешь ее это будет тот же текст, как в твоем компьютере, только шрифт другой. А когда образы, тобой созданные, оживают на экране  это магия.

    CL: Как в Беркли обучают сценаристов?

    АТ: Нам преподавали азы: правила трехактной структуры, что такое мифологическое путешествие героя, как оно соотносится с трехактной структурой. Но обучение строится не по учебнику. Большая часть времени уделяется самостоятельной работе. То есть теория преподается через практику. Каждый читает и критикует работы сокурсников. Преподаватели, естественно, тоже делают свои замечания. Курс длится три с половиной месяца. После этого, при желании, можно пройти его повторно.

    CL: Тот же самый или «продвинутый»?

    АТ: Нет, это тот же самый курс, но он в любом случае будет продвинутым. Потому что на занятиях другие студенты, обсуждаются другие работы... Объем теоретических знаний не увеличивается. Рост сценариста в том, как он умеет применять их на практике.

    CL: Обучение в западной школе существенно отличается от российского?

    АТ: Мне сложно сравнивать. Но я как минимум знаю одну вещь: в России «творческая интеллигенция»  особенно недавние студенты  имеют склонность принижать жанровое кино. Ладно, кто-то скажет, что «Индиана Джонс» это несерьезно. Но «Полет над гнездом кукушки»  это тоже Голливуд. И «Человек дождя», и «Однажды в Америке»... Люди с таким снобским подходом сами себя обделяют. У Голливуда есть разное кино  плохое, хорошее. Но написать хороший приключенческий фильм, или детектив, или фантастику, можно только проникнувшись жанром. Можно, конечно, снимать кино не для всех, без сюжета, зато с цитатами и символами, которые никто не понимает. Примеров такого кино, которые становятся классикой, кот наплакал. Стать новым Феллини так же сложно, а может и сложнее, чем Спилбергом. В любом случае, мне лично хочется поделиться своим произведением с большим количеством людей. В Америке  к этому относятся серьезно: солидные люди сидят и увлеченно обсуждают сюжеты ужастиков или комедий. При этом они все прекрасно знают, что такое «Расемон», например; этот фильм у них во всех университетах преподают как веху повествовательного мастерства.

    Основной парадокс профессии: влюбляйся в свой материал, чтобы он был «живым», но умей отказываться от него с легкостью. Надо уметь «отпускать» свои идеи. 

    CL: После учебы вы сразу попали на «Дневной Дозор». Что вам дала работа над этим проектом?

    АТ: Когда я пришел, уже было принято решение делать «Дозоры» не в форме мини-сериала, а как художественный фильм, и первый фильм был переделан под этот формат. При этом были отсняты некоторые сцены для «Дневного дозора», по старому сценарию. Я должен был написать новый сюжет, и при этом постараться включить в него отснятые сцены. Кое-что из этого вошло в фильм, но все очень часто и кардинально менялось. Мы дни и ночи обсуждали идеи в офисе, я шел домой, переписывал сценарий  снова встреча на Первом канале, снова обсуждаем, снова переписываем. Так продолжалось полгода... Я помню, я придумал сцену, и очень ею гордился, когда Антон звонит Ольге и говорит: «Мне нужно мое тело», а за Ольгой следят Темные на машине и ей никак не выбраться из дома незамеченной. Тогда она звонит во все городские службы такси, во дворе создается огромная пробка, и преследователи упускают ее из вида. Но на обсуждении на Первом решили, что такой аттракцион можно устраивать только в какой-то важный момент  например, Завулон вот-вот догонит Антона и убьет его. Сцену убрали... Тогда я понял главное: нельзя привязываться к своему материалу. То, что тебе кажется круто, режиссер и продюсер могут не оценить, или сцена не впишется в бюджет, или просто кому-то в голову придет другая идея, и все изменится. В этом основной парадокс профессии: влюбляйся в свой материал, чтобы он был «живым», но умей отказываться от него с легкостью. Надо уметь «отпускать» свои идеи. В конце концов, они никуда не деваются, и ты можешь использовать их где-нибудь еще.

     

    «Дневной дозор» заложил традицию мощных новогодних премьер:                                             2006 «Дневной дозор» 2007 «ЖАРА» 2007 «Волкодав» 2008 «Ирония судьбы.                    Продолжение» 2009 «Обитаемый остров» 2009 «Любовь-морковь 2» 2009 «Стиляги» 

    CL: Насколько важно ехать в Беркли, чтобы стать успешным сценаристом?

    АТ: Не в этом дело. Надо увлекаться. Книги читать и фильмы смотреть, анализировать, как они сделаны. Помогает знание английского языка. На русском книг о сценарном мастерстве немного, да и фильмы смотреть в оригинале лучше  в переводе многое теряется, особенно если дубляж плохой, а он очень часто плохой... Кто-то сказал: если сам знаешь, как придумать увлекательный сюжет, наплюй на правила. Но правила нужно знать, чтобы нарушать их с толком.

    Правила нужно знать, чтобы нарушать их с толком. 

    CL: А что для вас означает понятие «успешный сценарист»?

    АТ: Я могу только сказать, к чему стремлюсь лично я,  это свобода. И профессия сценариста это дает. Ты можешь выбирать проекты, вне зависимости от очередного гонорара. Поехать путешествовать. Снять мансарду в Риме на три месяца и писать там. Это свобода.

    CL: Получается?

    АТ: Так  легко и просто, взлет за взлетом  не получается и не должно. Но сидеть и ныть, как все ужасно, хуже смерти. Человек растет, продираясь через тернии к звездам.

    CL: В какой из киношных профессий самая большая степень свободы?

    АТ: Режиссер считается всегда большей фигурой, чем сценарист. Но приведу показательный  случай с режиссером Фрэнком Капрой. В одном из интервью его спросили, как ему удается везде проявлять свою уникальную манеру (Capra touch)? Он долго рассказывал о фильмах, но ни разу не обмолвился о своем сценаристе, Роберте Рискине. Тот обиделся и прислал Капре по почте 90 пустых листов, скрепленных в формате сценария, а на титульной странице было написано: «Try to put your Capra touch on this» (Попробуй приложить свою «манеру» к этому). К тому же, важно учиться спорить. Постсоветское кино еще очень молодое, на каждом новом проекте есть что-то, что у нас делается впервые. Мне продюсер иногда говорит  слушай, а ты прав был, нужно было вот так... Конечно, у сценаристов такого багажа тоже мало, но продюсер больше боится рисковать: давайте делать, как было, а это лучше уберите... Вообще, кино  не точная наука. И это не только у нас. В Голливуде до абсурда доходит. «По статистике ни один фильм в истории кино с участием этой породы собаки не был успешен. Уберите йоркширского терьера, пусть будет пудель». Взять хотя бы количество фильмов, которые в Голливуде «замерзают» в девелопменте... Пока очередной Тарантино не снимет на собственные деньги отличный фильм и не соберет аудиторию. Тогда его идеи примут и будут поддерживать. 

    CL: Каков ваш прогноз на будущее? Что бы вы порекомендовали начинающим сценаристам?

    АТ: Надо учиться создавать жанровое кино. Это мало кто умеет делать. Писать сценарии под Звягинцева или Балабанова бессмысленно, у них своих идей хватает. Актуально  придумать оригинальный захватывающий сюжет, который будет малобюджетным. Масштабные экшн-сцены и множество спецэффектов по нынешним временам сложно реализуемы... Но вообще, я верю, что кино в России растет и развивается. Пусть нестабильно и шатко, но это определенно движение вперед. И тем, кто принимает в этом участие, крупно повезло.

     

     

    Александра Талала представляет сценарное агентство CINEMOTION SA


    15 комментариев

    21.01.10

    Алеся 

    «Интересно, а готов ли автор "Дневного дозора" работать на ТВ? »

    22.01.10

    Александр 

    «Он уже частично вовлечен в работу на ТВ. Чем вызван вопрос?»

    25.01.10

    Алеся 

    «Интересно, что интересно в работе для телевидения автору, который пишет кино? Спасибо)»

    26.01.10

    Александр 

    «Сейчас на начальных этапах есть пара детективных сериалов. Пока на уровне общей концепции. Пойдет - не пойдет - посмотрим. Хочется верить, что это получится оригинально, увлекательно, ярко и будет выделяться. А вдохновляет больше американское ТВ, иногда английское. Шикарные сериалы, сценарии - конфетка, высокое качество, захватывает, увлекает... »

    26.01.10

    Яна 

    «Александр, а какие сериалы любимые? Зарубежные и отечественные? Кино это тоже касается, конечно ;)

    Удачи Вам! »

    26.01.10

    spaceman 

    «Эх... когда же у нас тоже будут дорогие сериалы с навороченными спецэффектами... типа Героев =) У нас по-моему таких нет. Зато радует, что уже есть такие фильмы. Те же "Дозоры", например, очень кволити! Как минимум в плане картинки. Просто фэнтези всякое я вообще не люблю, так что судить о сюжете не берусь . Интеллектуально-детективных сериалов типа Хауса или Mentalist или Lie to Me тоже нет. Одни ситкомы (да и те адаптированные) и молодежная фигня всякая. Из интервью Джеймса Крамера, становится понятно почему так - все боятся рисковать, вот и снимают одно и тоже. Даешь больше разнообразия по телику! »

    27.01.10

    Александр 

    «В восторге от "Остаться в живых". Шикарный экшен сериал "24", у нас его не знают. Доктор Хаус, понятное дело - правда, уже устаешь от этих путаных медицинских расследований с массой терминологии; в итоге интерес переключается на горизонтальные линии героев. "Клан Сопрано" тоже потрясающий был. "Побег (Prison Break)" - нет слов. "Декстер" - первый сезон прошел на четверочку - это из-за того, что трудно было идентифицировать себя с персонажем. Но дальше как-то прошла эта проблема (как бы не взяться за нож!), а закрученные сюжетные повороты - вообще здорово. "West Wing" (Западное крыло) - еще один сериал, в России незнакомый, да и плохо он пойдет здесь (много сложных разговоров о политике, термины и т.п.). Драма об администрации вымышленного президента США. Масса остроумного юмора, быстрых диалогов, трогательных моментов, классика. Ну и пожалуй еще Californication и True Blood. »

    27.01.10

    Александр 

    «Из отечественных, наверное, стоит отметить Ликвидацию, Штрафбат, Апостол, Бригада. Из комедий ничего не нравится. »

    27.01.10

    Александр 

    «Согласен, продюсеры боятся рисковать, да и технический подход к ТВ продукции пока что оставляет желать лучшего - так уж заведено, что этот продукт низкого качества, по картинке, по творческому составу, по всему. Делается как попало - главное, чтобы дешево и быстро, а аудитория слопает, привыкли уже. Есть качественные вещи на 1-м и России, да и наверное еще есть (не смотрю телевизор практически), но, как вы сказали, что-то кардинально свежее, удивляющее - пока не видать. Ну, так не бывает, чтобы за какие-то десять лет мы созрели для того, к чему американское телевидение росло 60 лет, а Голливуд и того больше. »

    28.01.10

    Алеся 

    «Александр, спасибо! А я вот так Lost и не посмотрела. "24", кстати, да. Мне подружка на dvd дала, в качестве хорошем, с переводом. Вот, правда, первым сезоном я и ограничилась. True blood - супер! Я сейчас качаю Glee - все про него говорят.
    А названные отечественные сериалы, кажется, все на втором канале были ))

    Вот я лично хотела бы писать для ТНТ. Если бы MTV что-то путное делали, то и для них. Наверное, постарше стану и захочу для России писать ))»

    03.02.10

    Александр 

    «Спасибо за рекоммендацию! Проверю, что такое Glee)
    Удачи Вам!»

    04.02.10

    Николай 

    «Написал эксклюзивный сценарий, куда отправить ? Жанр боевик/фантастика ( наш ответ Хищнику, Терминатору, Обитель зла и т.д.) в проекте еще 2 части ( т.е. трилогия), В перспективе ответ Аватару от РУССКИХ.»

    09.02.10

    Александр 

    «Трудно сказать. Для начинающего сценариста очень важно завязывать знакомства с режиссерами и продюсерами. Тогда вам всегда будет, кому показать ваши работы, с определенной уверенностью, что это кто-то прочитает. По размаху это похоже на Базелевс. А вообще - посылайте в любые кинокомпании, чем больше - тем лучше. Главное, чтобы кто-то обратил внимание; не рассчитывайте сразу на то, что именно этот сценарий кто-то сразу возьмется снимать, так происходит очень редко, особенно в России сложно с высокобюджетными фильмами, это риск. Но, возможно, кому-то понравится ваш стиль, и вас попросят поработать над идеей, которая варится в этой студии. »

    21.03.10

    Ирина 

    «Кстати, в "Черной молнии" отличный конфликт отец-сын, благодаря которому фильму можно очень многое простить. Много лишних сцен было, много совпадений, объект любви слабенький и уж совсем какой-то обязательный, незаконченные линии героев остались кое-где...»

    12.04.10

    Александр 

    «Ирина,
    спасибо за откровенное мнение. К сожалению, в некоторых случаях роль сценариста достаточно ограничена. Бывают проекты, где роль креативного двигателя играет продюсер; у автора нет возможности цельно и основательно разработать сюжет с нуля. К тому же работа над сценарием приобретает групповой характер. В такой работе часто есть преимущества, но иногда она превращается в "лебедь, рак и щука". Поэтому в данном случае ваша критика адресована всей команде. Добавьте к этому фактор лихорадочной спешки - и картина налицо.
    Тем не менее, хочу сказать, что, хотя у меня были локальные претензии к финальному продукту, в целом и по большому счету фильм меня порадовал. Придраться было к чему, но преимущества перевесили. Единственное, что мне показалось серьезным и самым главным недостатком - это скомканность экшен сцен, которые хочется рассмотреть, прочувствовать, пережить, особенно там, где в эти сцены вплетена важная драматургия (как сцена в конце с прыжком девушки из машины); вместо этого непосвященный порой даже не очень понимает, что произошло. »

    Добавить комментарий

    Добавить комментарий


     
    Алеся Ктитарова

    Алеся Ктитарова

    Люблю кино и музыку. Пишу истории, хочу научиться делать это очень хорошо.

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Алеся Ктитарова

    Алеся Ктитарова

    Люблю кино и музыку. Пишу истории, хочу научиться делать это очень хорошо.

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Яна П.

    Яна П.

    Мечтаю написать хорошее кино. Пока что учусь это делать.

     
    spaceman joe

    spaceman joe

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Алеся Ктитарова

    Алеся Ктитарова

    Люблю кино и музыку. Пишу истории, хочу научиться делать это очень хорошо.

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Николай Панкратов

    Николай Панкратов

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     
    Ирина Жигалюк

    Ирина Жигалюк

     
    Александр Талал

    Александр Талал

     

    Вход

    Извините, произошла ошибка! Вы ввели некорректный логин или пароль. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

    E-mail:

    Пароль:

    Забыли? Запомнить меня Войти

    Пожалуйста, подождите...


     

    Регистрация

    Извините, произошла ошибка! Вы ввели некорректные данные. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

    Имя:

    Фамилия:

    E-mail:

    Пароль:

    Подтверждение пароля:

    Зарегистрироваться

    Пожалуйста, подождите...