«Сценарий – это не Библия, чтобы на него молиться»

Андрей Кавун,

сценарист, режиссер («Кандагар», «Охота на пиранью»)

Другие популярные интервью:

    10.02.10

    Режиссер и автор сценария «Кандагара» Андрей Кавун – один из немногих в России, кто умеет делать фильмы, которые нравятся и массовому зрителю, и интеллектуалам. В интервью Cinemotion_Lab Андрей объясняет, почему голливудский расчет – не всегда плохо, а символы и аллюзии – не всегда хорошо.

    Андрей Кавун

    Сценарий – это не художественное произведение. Это документ, по которому снимается кино

    CINEMOTION_LAB: Андрей, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась работа над «Кандагаром»?

    АНДРЕЙ КАВУН: Я вспомнил эту историю 4 года назад. По структуре она хорошо вписывается в формат сценария. В ней есть начало и конец. Это практически готовое драматургическое произведение. Начал набирать материал и понял, что везде описывается только внешняя сторона событий: самолет посадили, летчики провели больше года в плену, а потом смогли сбежать. Как именно это происходило – непонятно. На основе одних газетных вырезок сценарий построить тяжело. Я поехал к капитану экипажа и два дня он мне рассказывал и про события в Кандагаре, и про свою семью, и про жизнь вообще. Рассказал, что он чувствовал, когда был там. Когда я понял суть этой истории, что ее нужно строить на конфликте командира и всего экипажа, мы сели писать сценарий.

    CL: Насколько важно для вас было показать в фильме противостояние «наших и врагов»?

    АК: Фильм не про противостояние с талибами. Они для меня интересны не в качестве действующего лица. Понимаете, это стихия, другой мир, который с нами никак не соприкасается. Ни мы, ни они не готовы к сближению. В фильме талибы становятся средой и катализатором для более важного, с моей точки зрения, конфликта… Кстати, изначально я планировал снять еще один боевик, только более серьезный. А потом понял, что история гораздо глубже. Драма пленников интереснее, чем то, как сворачивают головы. У меня была очень важная задача, чтобы главные герои никого не убивали. Убивают при них, из-за них, но они сами никому не причиняют вреда. Это, конечно, обманка для тех, кто ждет от фильма горы трупов и главного героя, сворачивающего шеи врагам... Я думаю, на Земле не больше процента людей, кто понимает, что такое смерть на самом деле. Остальные видят ее по телевизору, в кино. Смерть девальвировалась. Многим кажется, что это все легко, даже красиво, «фактурно». А на деле это страшно и безобразно.

    Кино – массовое зрелище, и человек должен понимать его на чувственном уровне, а не на интеллектуальном.

    CL: В реальности членов экипажа было семеро. Почему вы сократили количество персонажей?

    АК: Во-первых, потому что каждый персонаж должен развиваться по ходу фильма, и я понимал, что не смогу раскрыть всех семерых. А во-вторых, я не хотел, чтобы летчики догадались, кто из них кто. Я сознательно не хотел превращать фильм в журналистское расследование и выяснять, как все было на самом деле. Мои персонажи – вымышленные. Мне было важно, чтобы у них были разные характеры и жизненные позиции, которые работали бы на конфликт. Третий момент: как ни крути, когда семь человек оказываются в замкнутом пространстве, теряется ощущение, что их мало и они в плену. Получается такой пионерский лагерь.

    CL: Все типажи в «Кандагаре» получились психологически достоверными. Можете поделиться, как вы разрабатываете характеры?

    АК: «А прорастают они так – из ничего, из ниоткуда, нет объяснения у чуда, и я на это не мастак». Каждый раз по-разному: это работа с актером плюс твои идеи. Когда я придумывал характеры на уровне сценария, у меня была задача, чтобы они были как лебедь, рак и щука. Каждый должен тащить в свою сторону. В фильме представлены наиболее яркие типажи: бунтарь, капитан, человек-кремень, прошедший войну, молодой парень и мягкий, семейный мужик. Дальше надо было довести их характеры практически до абсурда, до самого яркого проявления.

    CL: У вас есть сценарии написанные, но не снятые?

    АК: У меня есть много хороших идей, но не на бумаге. Последнее время писать не удается. Все-таки, чтобы написать сценарий с нуля, нужно от 2-3 месяцев до года. Я, к сожалению, не могу себе этого позволить.

    CL: А есть ли сценаристы, которым вы могли бы доверить свои идеи?

    АК: Есть. В первую очередь, это отец, хотя мы с ним очень разные. У нас с ним кардинально противоположные взгляды на кинематограф. Он сторонник более традиционного кино. Ему кажется, что если ты не снял, как Бергман, то не стоило и браться. А я считаю, что те фильмы, от которых он и другие эстеты фанатеют, – это лаборатория. Такое кино важно тому, кто его снимает, и паре-тройке высоколобых критиков, которые увидят в сцене, где негодяй ест рыбу, аллюзию на первых христиан, обозначавших рыбой Христа. Извините, если я этого не знаю, я не пойму фильма. Мне неприятен такой снобизм. Все-таки кино – массовое зрелище, и человек должен понимать его на чувственном уровне, а не на интеллектуальном.

    Сценарий – это не художественное произведение. Это документ, по которому снимается кино.

    CL: Где вы учились сценарному мастерству?

    АК: Я пару лет учился на сценарном факультете во ВГИКе. Потом перевелся на режиссуру. Еще я в те годы подрабатывал «литературным негром», написал несколько криминальных романов. Сейчас, когда я беру их в руки, – краснею с третьей строчки. Но, тем не менее, это была хорошая школа. Мне повезло, что я пишущий режиссер. Мне легче обращаться с сюжетом, я не жалею написанного. Большинство режиссеров и сценаристов считают каждое свое слово перлом, жемчужиной, которую нельзя трогать. А сценарий подвергается изменению до последней монтажной склейки. Это не Библия, на которую нужно только молиться. Как говорил наш преподаватель, сценарий – это не художественное произведение. Это документ, по которому снимается кино, чертеж для фильма.

    CL: Многие сценаристы, окончившие ВГИК, так не считают…

    АК: Как-то режиссер Сергей Мирошниченко поделился со мной мыслью, что преподавание во ВГИКе построено неправильно. Его надо делать по принципу университетского, чтобы первые год-полтора студенты посещали все лекции – по режиссуре, сценарному делу, операторской работе и т. д… У нас был забавный случай, когда мастер попытался привить нам – режиссерам – умение работать со сценаристами. Первую учебную работу на пленке мы должны были снять по чужому сценарию. Так вот от этой идеи пришлось отказаться. Представьте себе: бюджет – 30 копеек, пленки – 30 метров, 2 смены монтажа и чуть-чуть денег на озвучку… Ты приходишь к сценаристу, и он выдает тебе сценарий, который начинается словами: «В космосе происходит стыковка двух космических кораблей». Блин! О чем ты думал?! Ты студент, сидишь в общаге, из соседнего номера к тебе пришел такой же нищий студент с 30 копейками в кармане!... Сценаристы во ВГИКе существуют в некоем вакууме, они не понимают ни структуры производства, ни его смысла. Они думают: «Вы изголяйтесь, как хотите. А я хочу и буду писать про космос».

    CL: А вы понимали бюджет «Кандагара», когда писали сценарий? Насколько вы понимали вообще, что можете себе позволить, а что – нет?

     АК: Это моя ахиллесова пята. У меня не всегда получается соизмерять свои желания с бюджетными возможностями. На «Кандагаре» мы тоже вышли за рамки, хотя уже и не так сильно, как на «Пиранье». Там нам совсем не хватило денег, и это видно по эффектам – видно, что они делались на коленке... Это во многом проблема тандема режиссера и продюсера. Продюсер всегда хочет подешевле, а режиссер – подороже.

    CL: Как в этом взаимодействии участвует сценарист? Насколько для него важно детально прописывать экшн-сцены?

    АК: Сценарист и не может этого расписать, потому что он не знает ни натуры, ни бюджета, ни способа съемки.  Мне как режиссеру было бы достаточно фразы: «Они несутся в грузовике по горящему, взрывающемуся городу, и вокруг них – сплошной ад».  Это дает простор для фантазии – моей, оператора, каскадера…  

    Если ты сам не удивляешься той истории, которую пишешь, то как ты хочешь удивить и увлечь других?

    CL: Читаете ли вы сценарии, которые вам присылают со стороны?

    АК: Читаю, и очень много. Но с недавних пор стал поступать, как большинство режиссеров: если до 4-й страницы сценарий меня не захватил, дальше не читаю. Может, где-то с 30-й страницы и начинается шедевр…  Задача сценариста – сделать так, чтобы оторваться сразу же было нельзя.

    CL: А какой должна быть история, чтобы она увлекла вас?

    АК: Лично мне не хватает простых историй. Не зря во всех литературных институтах заставляют читать Шекспира и античную прозу. Эти сюжеты настолько просты, что люди их проживают вновь и вновь. Если же говорить о кино последних 10-15 лет, то оно становится все более синтетическим. Мне, вроде бы, интересно посмотреть на терзания Человека-Паука или Людей Х, но это не про меня, внутри никакие жилки не задевает. А уж наши-то сценаристы!.. Многие из них используют уже дважды-трижды переработанный и переваренный продукт. Приходят сценарии, в которых можно делать ремарки после каждого предложения: «Это из «Охотника на Оленей», это – откуда-то еще…» Люди настолько сильно хотят сделать, «как в Голливуде», что просто берут части и тупо склеивают их вместе – получается ужасный Франкенштейн. И это страшно… Когда я искал молодежную историю, я хотел прочитать что-то камерное. Про что мне только не присылали! Про каких-то благородных киллеров. Ребята, вы с киллером-то живым общались хоть раз в жизни? Надо писать про то, что ты знаешь. Если ты сам не удивляешься той истории, которую пишешь, то как ты хочешь удивить и увлечь других?

    CL: Вам было бы интересно снять сейчас сериал?

    АК: Понимаете, сериал сериалу рознь. Снять «17 мгновений весны» не каждый режиссер смог бы. Я готов работать на сериалах, но не больше 16 серий. Это та история, которую еще можно снимать, как кино. Конечно, менее насыщенное. В сериале нужно удивлять зрителя каждую минуту. В фильме – каждую секунду. Прелесть сериала в том, что можно рассказать более продолжительную историю с большим количеством перепадов настроения и перипетий. К сожалению, у нас телевидение еще считается эдаким «недокино». Оно не готово к экспериментам и катает по 150 раз опробованные схемы.

    CL: Но ведь это бизнес. Используются те схемы, которые работают...

    АК: И, как следствие, за 7-10 лет безумства в кино и на телевидении мы воспитали страшного зрителя, который категорически не хочет думать. Какое бы кино мы сейчас ни делали, оно будет проваливаться, потому что у зрителя другие ожидания. У нас звезды сейчас – те, которые на льду. Сейчас в кинотеатры идут большими компаниями, чтобы потрепаться, поймать очередную шутку с экрана и выпить пива. Кино перестало быть музыкой, оно стало набором шуточек.

    CL: И что делать в этой ситуации?

    АК: Михалков как-то сказал правильную вещь: «Нам надо начинать с ремейков». Как раньше художников отправляли копировать работы мастеров, так и нам нужно вернуться к работам наших мастеров с новыми технологиями. Со всем, что мы теперь знаем. Взять и сделать «Повесть о настоящем человеке», «Цирк». Истины-то не изменились. Про них рассказывали 15 лет назад, 50 лет назад и будут рассказывать всегда.

     

     


    8 комментариев

    12.02.10

    spaceman 

    «Хотел бы я посмотреть фильм, который удивляет каждую секунду! По-моему коммерческое кино на такое не способно =) По-моему, ремейки, о которых говорит Андрей - отличная идея! Часто смотрю хорошие старые фильмы и думаю о том, как они выглядели бы с применением современных технологий. Касабланке явно нехватает пары битв на световых мечах xD
    В интервью лишний раз подтверждается, что познания хорошего сценариста не должны ограничиваться только сценарным мастерством. Насчет ВГИКа - было бы действительно правильнее первые пару лет преподавать основы всех видов деятельности, связанной с созданием кино, а потом уже студенты выбирали бы профиль, определившись, что им наиболее интересно, а не переходили бы с факультета на факультет. »

    13.02.10

    Пётр 

    «Я вот не согласен с одним утверждением: «Кино – массовое зрелище, и человек должен понимать его на чувственном уровне, а не на интеллектуальном». Отчасти это, конечно же, так – плохо, когда кино понято лишь на интеллектуальном уровне. Но если чувственность соблюдена, то можно и поумничать. Ситком «Да, господин, Премьер- министр» и британский вариант «Офиса» были крайне успешны, при этом обладали сложным юмором. В «Большой разнице» была также пародия на «Счастливы вместе», где семья превратилась в заядлых интеллектуалов и говорила по-французски. И люди над этим смеялись! Так, может быть, стоит не только развлекать публику, но и учить ее?»

    13.02.10

    Семён 

    «Так никто и не говорит, что должно быть тупое развлекалово. И "Кандагар" как раз кино, которое действует на эмоциональном уровне и при этом заставляет задуматься. Но в первую очередь, чтобы понять кино, нужно с ним "срастись", а это не возможно без эмоционального вовлечения. Возьмите "Аватар" - это же эмоция в чистом виде. »

    14.02.10

    Пётр 

    «Я в принципе не критикую «Кандагар», я брал в общем. Мне интересно посмотреть этот фильм хотя бы потому, что там герои никого не убивают. Это интересная задумка. По крайней мере, я не могу вспомнить аналогичных фильмов, где бы сделали также. »

    14.02.10

    Djon  

    «Мне кажется, Андрей говорит о том, что язык не должен быть упрощенным, но обязан стать для каждого доступным. Чего вы переживаете? )) Долой сноббизм, высоко-интеллектуалбное кино никто не отменит...Кинотеатр всего лишь парк аттракционов, где выбор за констукторами - нами и посетителями - тоже нами=)) Важно же относить себя к тем и другим, Абсолютно согласен с Андреем:)))
    Чем больше будет "интересных задумок", тем больше шансов привить вкус к смотрению необычногочеловеческого неравнодушного к зрителю кино, будь то "Аватар" или "Земляничная поляна"...Только я надеюсь, вы ведь не серьезно про "учить"?
    Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на британский "Офис", и на этот ситком, может я чего -то не понимаю... »

    14.02.10

    Djon  

    «Простите за флуд)))»

    19.02.10

    Алеся 

    «Кандагар - хорошее кино, очень достойное из последних.
    Следующий фильм Кавуна будет ремейком?»

    06.03.10

    Бошетунмай 

    «"Кандагар" - хорош. Давненько уже не было ничего стоящего. Хороши актеры и характеры, тонкие психологические моменты и неплохие спец-эффекты. Не сразу уловил, что произошло с капитаном...
    Но остался точно такой же осадок, что и от "Царя", что фильм скомканный какой-то, или что-то с монтажом, как будто спешили очень, или каких-то мелких связок не хватает между сценами. Так и видишь девушку с хлопушкой: сцена такая-то, дубль такой-то, мотор, поехали. Я когда эту девушку не "вижу", или забываю про режиссера и оператора за кадром, то обычно это значит, что я увлекся, и фильм очень понравился:) Понятно, конечно, что надо вжаться в эти полтора часа, или сколько там, а сериал в кино не посмотришь...
    Но все равно, претензий никаких не имею, получил удовольствие, спасибо.
    »

    Добавить комментарий

    Добавить комментарий


     
    spaceman joe

    spaceman joe

     
    Пётр Дмитров

    Пётр Дмитров

    Я хочу снимать фильмы. Но понимаю, что каждому режиссеру нужно знать сценарное мастерство. Чтобы понять, как выстраивать историю.

     
    Семён Лобашёв

    Семён Лобашёв

    Редактор Cinemotion_lab

     
    Пётр Дмитров

    Пётр Дмитров

    Я хочу снимать фильмы. Но понимаю, что каждому режиссеру нужно знать сценарное мастерство. Чтобы понять, как выстраивать историю.

     
    Djon  Don

    Djon Don

     
    Djon  Don

    Djon Don

     
    Алеся Ктитарова

    Алеся Ктитарова

    Люблю кино и музыку. Пишу истории, хочу научиться делать это очень хорошо.

     
    Бошетунмай Уммм

    Бошетунмай Уммм

    Меня накрывает вторая волна кризиса среднего возраста. Тошнит от бизнеса и тянет к творчеству.

     

    Вход

    Извините, произошла ошибка! Вы ввели некорректный логин или пароль. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

    E-mail:

    Пароль:

    Забыли? Запомнить меня Войти

    Пожалуйста, подождите...


     

    Регистрация

    Извините, произошла ошибка! Вы ввели некорректные данные. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

    Имя:

    Фамилия:

    E-mail:

    Пароль:

    Подтверждение пароля:

    Зарегистрироваться

    Пожалуйста, подождите...