«Отрасль развивается и сейчас находится на пике формы за все время своего существования»

Артем Шевченко

Режиссер трейлеров

26 Февраль 2014
«Отрасль развивается и сейчас находится на пике формы за все время своего существования»

В 18 лет Артём ШЕВЧЕНКО, несколько лет занимавшийся монтажом на любительском уровне, уехал учиться делать трейлеры в Лондон и устроился работать в один из ведущих английских трейлерхаусов. Сегодня на его счету трейлеры к фильмам «Прометей» и «Метро». О разнице в подходе к созданию трейлеров в России и на Западе, о новых тенденциях в трейлермейкерстве и о том, почему ролик не обязан быть лучше фильма, ― в его интервью CINEMOTION.

CINEMOTION: Вы освоили профессию самостоятельно, не посещая никаких специальных курсов. Есть ли в России учебные заведений или курсы, на которых можно научиться делать трейлеры?

АРТЕМ ШЕВЧЕНКО: Никогда не слышал и не видел ничего подобного в России. Не только я, но и мои знакомые коллеги осваивали это ремесло самостоятельно. Я просто считаю, что это слишком специфичная для России профессия, чтобы кто-то этому целенаправленно учил или этим занимался.

С: Чем отличается западная индустрия по производству трейлеров от российской?

АШ: Отличаются они тем, что на Западе эта индустрия есть, а в России ее нет. Все трейлеры отечественных фильмов делаются силами отдельных людей вроде Антона Новосельцева, либо отдаются зарубежным трейлерхаусам, как делали, например, с «Августом Восьмого» и недавним «Сталинградом».

Причина в том, что в России потенциальную силу хорошего трейлера к фильму осознали не так давно, как в Голливуде, где на этом зарабатывают целые кампании (трейлерхаусы), которые состоят из профессиональных монтажеров, саунд-дизайнеров, а нередко и композиторов. Продюсеры отдают трейлерхаусу рабочий материал своего фильма с четкими требованиями того, какой по духу и содержанию ролик они хотят видеть. Дальше в дело вступает монтажер трейлера, который собственно и создает главный каркас ролика, его основу. Он раскрывает сюжет фильма в допустимых продюсерами рамках и занимается тем, что облекает их требования в эффектную форму. Он делает то, что, по сути, должен делать каждый создатель трейлера: не только выполнить то, что просят, но и сделать это по возможности наиболее эффектно и с вниманием к деталям.

Затем идет процесс пересборки трейлера. После того, как продюсеры одобряют финальный монтаж ролика, он отправляется на пересборку, там уже саунд-дизайнеры доводят звук в трейлере до идеального, переводят его в нужный формат, например Dolby  5.1, корректируются титры в ролике, если нужно, добавляется их анимация. Все кадры, с которыми работал монтажер, покрыты копирайтом (в целях защиты от распространения), поэтому здесь они заменяются на нормальные и в высоком разрешении. Затем уже идет непосредственно процесс дистрибуции ролика в кинотеатры.

Трейлер фильма "Прометей"

С: Существует ли общепринятая структура трейлеров, которую необходимо соблюдать при их производстве? Как в условиях подобных рамок избежать однообразия?

АШ: Безусловно, существует. Можно строить трейлер из нескольких композиций с переходами из саунд-дизайна между ними. Можно выстроить трейлер полностью по одной композиции или песне, применяя в нужных местах саунд-дизайн. Можно, как в последнем трейлере «Волка с Уолл-стрит», не применять ничего и строить весь ролик на одном треке. Нельзя забывать про какие-то кадры или сцены, которые продюсеры непременно желают видеть в ролике: нужно исхитриться их органично вставить. Но главное ― нужно всегда помнить, что трейлер это такое же литературное произведение, как и сценарий фильма. Там всегда есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

В общем, этих структур немало, но главное в монтаже трейлера то, насколько все монтажные склейки и звуковые переходы органичны и не кажутся притянутыми за уши. Такое нередко бывает, и зритель всегда чувствует фальшь, хоть и не всегда может объяснить, в чем она заключается. Это может выражаться в чересчур скором переходе к кульминационной части трейлера, без должной психологической «подгонки» зрителя к ней, в слишком резких паузах музыки для отдельных фраз героев и так далее. Монтаж в трейлере ведь не такой как в кино, он нелинейный, но вкупе со звуком ролика должен ощущаться так же, как и монтаж в фильмах, то есть естественно.

Избежать однообразия никак нельзя. Потому что невозможно изобрести новую структуру для каждого ролика, да и зритель подсознательно ждет чего-то знакомого. При этом если все будет слишком шаблонно, ему вряд ли понравится, поэтому здесь нужно лезть из шкуры вон при работе с каждым трейлером ― как, в общем-то, и в любой работе, если хочешь делать ее хорошо. Всегда интересно сломать каноны, но ломать их нужно эффектно.

Трейлер фильма "Волк с Уолл-стрит"

С: Какая составляющая трейлера кажется Вам наиболее важной: монтаж, эффектные кадры, музыка?

АШ: Все важно одинаково, но зритель часто трейлер запоминает по музыке, поэтому выбору композиции для ролика традиционно уделяется огромное внимание.

С: В одном из интервью Вы рассказывали, что существуют специальные музыкальные коллективы, которые пишут музыку для трейлеров. Есть ли какие-то особые требования к музыкальному сопровождению трейлеров?

АШ: Музыка просто должна быть органичной, а дальше ее всегда при желании можно обработать  так, как нужно по структуре ролика. Сейчас прошли времена, когда трейлерная музыка состояла исключительно из эпических оркестровых композиций. Они практически изжили себя и используются уже очень редко, либо как гибрид в симбиозе с электроникой или дабстепом, как, например, в международном трейлере «Войны миров Z».

Трейлер фильма "Война миров Z"

С: Какие существуют внешние, продюсерские, и внутренние, творческие, ограничения при работе над трейлерами?

АШ: Всегда по-разному. Продюсеры могут запретить показывать что-то, что наоборот нужно показать, постоянно просят доработать какие-то определенные места. Но это не какой-то тоталитарный гнет, скорее наставления и просьбы. Хотя иногда они и вредят гармоничности ролика, но удовлетворяют требованиям продюсеров.

С: Существует мнение, что несмотря на то, что трейлер должен привлекать внимание зрителя, он не должен быть лучше самого фильма, иначе зрители, решившие посмотреть фильм после трейлера, будут разочарованы. Согласны Вы с этим или нет?

АШ: Нет, не согласен. Трейлер ― это отдельный медиапродукт и фильму, из которого сделан, он ничего не обязан. Ни быть лучше, ни быть хуже. Он должен в первую очередь заинтересовать. Как он это делает ― неважно. Оказался в итоге фильм лучше или хуже своего трейлера ― проблема самого фильма. Бывает такое, что трейлер показывает фильм с иного жанрового угла, чем есть на самом деле, но делается это только со строгого одобрения продюсеров. Если в конечном итоге это ломает кассу фильма, претензии должны быть не к трейлеру.

АШ: Каковы особенности работы над трейлерами, тизерами и ТВ-спотами?

Главная задача тизера ― заинтересовать зрителя при наличии очень ограниченного готового материала. Часто съемки фильма еще не закончены, когда тизер показывают в кинотеатрах. Поэтому зачастую он короче стандартного трейлера, идет не более полутора минут и может не иметь диалогов.

ТВ-споты интересны тем, что они очень короткие, не более 30 секунд, и показываются по ТВ, поэтому как раз там большое поле для экспериментов. Их делается много: как правило, не менее пяти, и каждый из них имеет свою целевую аудиторию. Где-то упор делается на экшен для молодежи, где-то на драму для женщин и людей постарше, и так далее. Над ТВ-спотами вообще очень интересно работать, ничуть не менее интересно, чем над трейлерами.

Единственное творческое и внутреннее ограничение ― сделать как можно лучше. Об этом всегда нужно думать, когда хочется пропустить какую-то деталь в ролике и делать дальше, не решив проблемный вопрос. Ведь в итоге эта деталь может много значить.

С: Можете ли Вы выделить какие-то новые тенденции в создании трейлеров за последние пару лет? Насколько сильно сегодняшние трейлеры отличаются от трейлеров пятилетней давности и больше?

АШ: Прошла эпоха оркестровой и хоровой музыки в трейлерах, пришло время электронных композиций, гибридов оркестра и электроники. Сейчас очень много композиторов, пишущих музыку к трейлерам, намного больше, чем раньше. И намного больше выбор в музыке для роликов. Соответственно, немного меняется стиль монтажа в роликах: он более изощренный, в трейлерах становится все больше оригинальных приемов и звуков. Отрасль развивается и сейчас находится на пике формы за все время своего существования.

С: Каковы перспективы развития российского трейлермейкерства?

АШ: Перспективы таковы, что русскому трейлермейкеру хочется работать не в России, а на Западе, поэтому он хватается за первую возможность уехать работать за границу. Сделать с этим ничего нельзя: это естественная ситуация при более развитой индустрии за океаном. Проще уехать туда, чем пытаться создавать какую-то свою компанию в России.

С: Как зритель принимаете ли Вы сами решение о просмотра фильма после того, как увидите его трейлер? Каким должен быть трейлер, чтобы Вы захотели посмотреть фильм полностью?

АШ: Мне сложно смотреть трейлеры как простому зрителю из-за того, что я занимаюсь их созданием. Часто могу понимать, что от фильма стоит ожидать, а чего нет, уже видя его трейлер. Чем чаще в трейлере повторяются кадры из одной и той же сцены, тем хуже, скорее всего, дела обстоят в фильме.

Трейлер должен быть чем-то вроде яркой вспышки: когда она сверкает и потухает через мгновение, то еще долго стоит в глазах пятном. Главное в трейлере ― он должен запомниться. Если запомнился ― значит, хороший ролик.

Комментировать

Молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания-2018»

«Фантастические твари» вновь привлекают и завораживают

Фэнтезийный мир «Хроник хищных городов»





Читайте также:

Фэнтезийный мир «Хроник хищных городов»

«Фантастические твари» вновь привлекают и завораживают

Молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания-2018»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: