Чему учат сценаристов в США: Лилия Ким о занятиях в New York Film Academy

24 Июль 2015
Чему учат сценаристов в США: Лилия Ким о занятиях в New York Film Academy

Лилия Ким («Крем») проходит обучение в Нью-Йоркской академии кино (NYFA). Мы поинтересовались у нее, каким образом там построена программа курса, какие книги рекомендуют читать будущим сценаристам и какие перспективы есть у выпускников.


Почему вы решили поехать учиться сценарному мастерству именно в NYFA?

NYFA я выбрала, потому что она выгодно отличается даже от многих американских киношкол степенью практицизма. Например, во втором семестре сценаристы сами снимают и продюсируют свои короткие метры, чтобы понять, как написанное на бумаге превращается в кино на практике. Чтобы, один раз пойдя через это, обрести ясное понимание, каких денег и усилий стоит каждое написанное слово и почему надо выражать максимум смысла в минимально возможном количестве битов. Говорят, сценарист, который хоть раз сам продюсировал и снимал то, что написал, никогда не будет прежним.

Чем принципиально отличается кинообразование за границей от российского?

Кинообразование в США — это часть киноиндустрии. В NYFA каждый раз, когда тебе дают какую-то информацию, предполагается, что ты ее сразу начнешь применять. Рассказали про драматическую иронию, сделали в группе упражнение по формулировке логлайнов — принеси завтра три логлайна историй, которые собираешься писать. Обсудили выбор темы. Каждый тут же должен выбрать из своих логлайнов тот, что выражает интересующую автора тему. Поговорили о ключевых символах — изучили в другом классе «Бульвар Сансет», чтобы понять, как работает символьный ряд. Тут же ушли писать короткий синопсис своего сценария.

Кадр из фильма «Бульвар Сансет»

И так далее, пока в конце семестра у каждого не появится три законченных сценария — два телевизионных (ситком и часовая драма) и один полнометражный. Общее же развитие неизбежно случится, если подробно разбирать несколько великих фильмов в неделю, причем в контексте истории Голливуда, чтобы понять, почему сейчас требования к твоей работе именно такие, как они исторически сложились.

Сколько времени проходит обучение и по каким дисциплинам? Что необходимо знать студентам по окончании обучения?

Есть «классы» — например, «Элементы сценарного мастерства», «Великие сценарии», «Жанры». Это более-менее напоминает привычные нам академические занятия, но все гораздо интерактивнее и носит сугубо прикладной характер. Классы интегрированы между собой и с workshops.

Сначала я не могла понять, почему одноклассники носят с собой одну тетрадь или папку по всем предметам. Потом поняла, что, по сути, мы изучаем один предмет — как написать хороший сценарий. К нему дается пояснение, как исторически сложились современные требования к сценарию: это тесно связано с историей Голливуда и каждой важной точке в этом развитии соответствует какой-то знаковый сценарий, где какие-то элементы появились впервые. Например, «Бульвар Сансет», написанный, когда кодекс Хейса еще действовал и «Квартира» того же Билли Уайлдера, написанная после его отмены.

Кадр из фильма «Квартира»

Как повышался уровень ожиданий по части градуса драматической иронии, сложного символизма, стиля. Как и почему менялась форма сценарной записи. Все это поясняет, почему сейчас элементы сценарного мастерства именно такие и как они транспонируются на основные существующие жанры.

У каждого жанра есть свои конвенции, которые затрагивают каждый элемент сценария, потому что аудитория имеет определенные ожидания. На workshops дополнительно разъясняют, как эти элементы работают на платформах ТВ и кино, потому что одна и та же основа исторически обросла разными деталями, способами применения, значениями.

Каждый важный момент прорабатывается с помощью писательских заданий. Процесс обучения построен так, что никаких шансов что-то не понять не оставляет. Интересная формулировка «дух правильного ответа» подразумевает, что материал каждый усваивает и применяет на своем индивидуальном уровне. Уровень базового образования и опыта у студентов разный, поэтому вдолбить надо именно принцип работы каждого сценарного элемента, чтобы его каждый мог потом на своем уровне уверенно применять.

Алгоритм обсуждений отработанный, чтобы разбор ошибок не задевал человека, их совершившего. Задается сеть наводящих вопросов. Что-то диктуется под запись крайне редко. В основном преподаватель задает наводящие вопросы и модерирует разговор, чтобы мы сами себе в итоге прочитали лекцию и пришли к выводам.


Просто критиковать запрещено, все неустанно повторяют мантру: это искусство, здесь не может быть правильной точки зрения и неправильной.


Работают ли студенты над какими-то проектами во время обучения?

Да, каждый пишет свои сценарии ситкома и драмы для ТВ и сценарий полнометражного фильма. Группа разделена на две секции поменьше для интенсивных workshops, где каждый читает, что написал за неделю, и обсуждает с группой и преподавателем. Плюс преподаватель каждый раз дает что-то вроде общего инструктажа, как работать над сценарием на каждом этапе. Телевизионные workshops два раза в неделю, по полнометражному фильму — один.

Какие пособия по сценарному мастерству являются основными в New York Film Academy?

У каждого преподавателя свои предпочтения. На нашем курсе основным является «Inside Story: The Power of The Transformational Arc» by Dara Marks. Дара Маркс — ученица Линды Сегер, поэтому «Making a Good Script Great» на втором месте. Часто упоминается «Спасите котика» — если вам что-то непонятно, посмотрите, как это объяснено там, потому что доходчивее просто некуда. На workshop, где мы пишем сценарии полнометражного фильма (каждый пишет свой, каждую неделю собираемся читать и обсуждать написанное) еще рекомендовали «Writing for Fun and Profit: How We Made a Billion Dollars at the Box Office and You Can To!» by Robert Ben Garant & Thomas Lennon. Но это не о мастерстве, а о том, как все устроено.

Знание классики — Аристотеля, Кэмбелла, Филда, Макки, — не требуется, но мне лично сильно помогает.

Так же упоминаются: «The Tools of Screenwriting: a Writer’s Guide Craft and Elements of Screenplay» by David Howard & Edward Mabley, «How to Build a Great Screenplay» того же Дэвида Ховарда, «Elements of Style» by William Strunk Jr. & E.B. White. «Heroes & Heroines Sixteen Master Archetypes» by Tami D. Cowden, Caro LaFever, Sue Viders. «The Hidden Structure of Successful Screenplays» by Paul Joseph Gulino — как сделать железобетонную структуру невидимой для аудитории, которая уже очень натренирована угадывать ее и конвенции жанров.


Часто упоминается «Спасите котика» — если вам что-то непонятно, посмотрите, как это объяснено там, потому что доходчивее просто некуда.


Приходилось ли вам взаимодействовать с другими авторами в создании сценария? Как проходит работа в соавторстве?

До сих пор все мои попытки работать в соавторстве заканчивались либо плохо, либо катастрофой. Но сейчас настал момент, когда крайне важно меняться, научиться работать в сценарной комнате, подключаться к работе над существующими проектами и т.д. Workshops в этом очень помогают, как как имитируют реальные условия. Преподаватель выполняет роль модератора.

После того, как участник прочитал свою работу сам или мы все вместе по ролям (это весело — каждый играет какого-то персонажа в сценарии другого), начинается обсуждение: что работает, что нет. Просто критиковать запрещено, все неустанно повторяют мантру: это искусство, здесь не может быть правильной точки зрения и неправильной. Это всегда субъективная точка зрения автора, что он думает о мире. Она может быть аргументированной или нет, ясно выраженной или нет. Удается ли выразить тему через такой сюжет и таких героев? И так далее.

Раздача замечаний начинается с «Осталось не очень понятным, почему бессмертный герой боится, что его изобьют? Как по правилам твоего мира он восстанавливается?» И автор тут же начинает фантазировать недостающий фрагмент: восстановление идет болезненно, долго, потому что... Это очень продуктивный формат. Поэтому, надеюсь, тут сотрудничество пойдет лучше.


Искусство субъективно: чтобы его оценивать есть фестивали, бокс-офис, количество скачиваний и просмотров, рейтинг на IMDB и тому подобное. Киношкола оценивает только факт наличия материала.


Задания какого типа дают студентам? Как проводятся экзамены в конце семестра и обучения вообще?

В NYFA все сугубо прикладное. Сценарист — пиши, актер — играй, режиссер — снимай, продюсер — собирай команду, делай кино. Поэтому главным результатом считается наличие готового материала к концу семестра. Сценария у сценариста, роли у актера, фильма у режиссера, продюсеры делают несколько проектов в семестр. Качество материала не оценивается, так как основная задача — изучение ремесла. Искусство субъективно: чтобы его оценивать есть фестивали, бокс-офис, количество скачиваний и просмотров, рейтинг на IMDB и тому подобное. Киношкола оценивает только факт наличия материала. Он должен быть сдан вовремя и соответствовать техническим требованиям индустрии.

Касательно сценария — тема должна быть внятно заявлена в первом акте, развита во втором, четко артикулирована в третьем в кульминации и моменте трансформации героя. Через драматический вопрос, содержащий в себе иронию и конфликты А (внешний, сюжет), Б (внутренний, арка трансформации), С (отношений) — выражена понятная цель, фатальный недостаток, причинно-следственные связи. Сценарий должен быть написан в Final Draft и без ошибок. Все. Интересны ли твои размышления о жизни, вселенной и вообще — зрители решат потом.

Что касается классов, то перед началом каждого курса выдается подробное его описание, включая раздел, как и за что начисляются баллы. В каждом курсе свои требования. Например, классы, которые построены на просмотре материала, чтении и обсуждении, нельзя пропускать. Посещение — 25 % баллов, активное участие — 15 % баллов. 25 % — итоги промежуточного экзамена в середине семестра, 35 % — результаты итогового экзамена.

На экзамене выдается список вопросов. Допускается несколько правильных вариантов ответа, если студент способен аргументировать свою точку зрения. Каждый вопрос — сколько-то баллов. Чтобы сдать экзамен, надо набрать больше 51% от максимально возможной суммы баллов.


Все, кто серьезно относится к профессии, должны хоть раз в жизни приехать в Голливуд за опытом.


Взаимодействуют ли студенты, изучающие сценарное мастерство, с учащимися других факультетов? Если да, то каким образом?

Да. В NYFA сценаристы ищут продюсеров, продюсеры собирают команды из всех остальных. Офис помогает студентам искать возможности для сотрудничества друг с другом.

Много ли иностранцев обучается сценарному мастерству в США?

Говорят, примерно 50 % от общего числа студентов — иностранцы. Потому что Голливуд для кинематографиста — как Париж начала XX века для художника. Все, кто серьезно относится к профессии, должны хоть раз в жизни приехать сюда за опытом.

Каким образом выпускники ищут работу после обучения?

Приведу пример: два продюсера, режиссер и сценарист создали свою кинокомпанию, еще учась в NYFA. Сделали на базе школы короткий метр, который показывает возможности группы. Этот короткий метр они использовали, чтобы найти студийное финансирование на то, чтобы развернуть его до полного. Нашли инвестора. Теперь собираются снимать полнометражный низкобюджетный фильм.

Трейлер фильма «Виселица»

До этого другая компания студентов пошла тем же путем — сняла малобюджетный хоррор «Виселица», которым на стадии производства заинтересовалась большая студия, добавила денег, и получился летний хоррор, который вышел в широкий мировой прокат.

Другой путь — найти способ снять в своей студенческой работе звезд первой величины. Студент NYFA режиссер Алексей Нужный выиграл международной конкурс на лучший сценарий компании «Тайгер Стрит», что дало ему возможность снять в своей короткометражке Кевина Спейси («Конверт»). Еще один путь — когда люди годами работают бесплатно и почти бесплатно, набирая нужные связи, а потом используют все это для своего дебютного фильма, взрывая фестивали, потому как успели познакомиться с их организаторами и понять принципы его функционирования.

Все работы в Голливуде уже кто-то делает и за его спиной стоит 10-20 стажеров, ждущих, пока он сделает ошибку. Поэтому шансов нет и не будет, пока сам себе их не создашь, начав делать и продвигать что-то свое. Сценарист меньше всех рискует (не несет ответственности перед инвесторами), и, соответственно, потом зарабатывает меньше, если, конечно, не берет на себя полный риск, став продюсером. Успешные сценаристы, как правило, становятся продюсерами, особенно на телевидении или в производстве компьютерных игр.

Дает ли сценарное образование какие-либо преимущества при дальнейшем поиске проектов?

Самое ценное образование в кино — продюсерское. Сценаристу необходимо изучать хотя бы основы, чтобы продвигать свои проекты. Студии все равно, есть у сценариста профильное образование или нет. Однако дьявол кроется в деталях, начиная с формата, где каждый знак что-то значит. Например, когда ставится просто одно тире, а когда два тире через пробел и т.д. К сценариям определенного жанра есть специфические требования. Сценарий, который не соответствует всем установленным правилам, не станут даже читать.

Для человека, который не принадлежит к голливудским династиям, чьи прапрабабушка и прапрадедушка не работали с ДеМиллем на «Парамаунте» в 20-е годы и который не приехал в Голливуд уже с именем и собственными миллионами, заработанными на национальном рынке, киношкола — самый лучший способ освоиться.

 

Комментировать



ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: