«В фильмах редко показывают успешную психотерапию, которая помогла пациенту»

27 Декабрь 2015
«В фильмах редко показывают успешную психотерапию, которая помогла пациенту»

Художник ekota21

Доктор психологических наук, автор книг Psychology of the Sopranos и Psychiatry and the Cinema Глен Габбард рассказал порталу Американской гильдии сценаристов, какие самые большие ошибки допускают сценаристы, когда пытаются описать психические расстройства.


«Психотерапия не шоубизнес, — поясняет он. — Вы можете снять документальный фильм о том, как психотерапевт лечит пациента и постараетесь быть таким точным, что зритель умрет со скуки, так что вам придется его немного оживить».

Габбард, профессор клинической психиатрии Медицинского колледжа Бэйлор, долгое время профессионально изучал, насколько похожи кресло зале кинотеатра и кушетка психотерапевта. Он автор книг Psychology of the Sopranos и Psychiatry and the Cinema, консультировал сценаристов фильмов «Око за око» Аманду Силвер и Рика Джаффу, «Статья 99» Рона Катлера и «Фрэнки и Элис». Также давал советы Лоррейн Бракко насчет ее героини доктора Медфи в «Клане Сопрано» — а о сериале Габбард точно что-то знает, так как написал на эту тему книгу.

Какую самую большую ошибку допускают сценаристы, когда изображают психические расстройства?

Не думаю, что корректно говорить об ошибках, так как у сценаристов иной, чем у меня, психиатра, набор ценностей, но я думаю, что в изображении психических расстройств шоубизнес скорее стремится не к точности, а к сенсационности. И сейчас я могу понять эту позицию. Я много говорил об этом со сценаристами и режиссерами. Они стараются развлекать людей и не обязаны изображать представителей какой-то профессии или любое расстройство достоверно. Так мне отвечали, по крайней мере, но я мог бы возразить, что таким образом они ставят позорное клеймо на всякое психическое заболевание, и из-за этого всякое расстройство начинает ассоциироваться с «маньяками-убийцами» и «психопатами-киллерами».

И аналогично: психиатр часто изображается как фигляр или злодей-каннибал, например Ганнибал Лектор. Так что искажаются не только расстройства, но также носители этих расстройств.

То есть вы думаете, что эти люди ответственны за это искажение?

Они несут определенную ответственность, хотя я сужу предвзято. А с художественной точки зрения, искусство ничего не должно реальности. Так что тут надо рассуждать двояко.

Наиболее близки к реальности, пожалуй, «Клан Сопрано» и «Пациенты». Но и им удалось лишь ненамного превзойти остальных.

А где это сделано корректно?

Иногда авторам удавалось быть достаточно точными, как, например, в «Играх разума» (сценарий Акивы Голдсмена), где довольно корректно изображается шизофрения. Другой пример — фильм с Ричардом Гиром «Мистер Джонс» о биполярном расстройстве (сценарий Эрика Рота и Майкла Кристофера).

Хотел еще сказать и том, что во многих фильмах психические заболевания показаны, по крайней мере, как реальные заболевания, по-настоящему требующие к себе внимания. То есть в определенном смысле кино и телевидение и обратили наше внимание на серьезность этой проблемы, и я думаю также, что гораздо лучше говорить о болезнях, нежели их полностью игнорировать и объяснять, что «это не то, что нужно показывать в кино».

В книге Psychiatry and the Cinema мы насчитали около 400 вышедших в прокат фильмов о психотерапии. По крайней мере, в них такое явление изображается как нормальное. Герои посещают терапевтов, и это становится удобным сюжетным ходом. В литературе есть всезнающий рассказчик, который может поведать: «Джону стало грустно, когда он увидел свою девушку с другим мужчиной». А в кино вы не можете так сделать, не показавшись идиотом. Но можете заставить своей протагониста сходить к терапевту, чтобы зрители увидели его с неочевидной стороны. И по этой причине в различных фильмах появляются терапевты, которые на самом деле и не нужны, за исключением тех случаев, когда протагонист должен узнать о себе нечто скрытое. В этом смысле кинематографисты оказали неоценимую помощь в том, что сказали: если у вас есть проблема, сходите к терапевту, в этом нет ничего плохого.

Есть ли какие-то шоу, в которых не удалось добиться достоверности, но вы все равно будете их смотреть и отлично проведете время?

Конечно. «А как же Боб?» (сценарий Тома Шульмана). С точки зрения психиатра, он совершенно нелепый, но я все равно смеялся над Биллом Мюрреем. Несмотря на свое ревностное отношение к изображению психиатров в кино, я по-прежнему могу получать удовольствие от фильмов.

Что бы вы посоветовали сценаристам, которые собираются работать над проектом о психических расстройствах?

Проконсультироваться с психиатром, который что-то знает об этом расстройстве и его лечении. Вам нужны специалисты, которые действительно что-то смыслят в этих вещах.

А нужно ли разыскивать психотерапевтов, специализирующихся на отдельных заболеваниях?

Если вы хотите поговорить с тем, кто специализируется на определенном виде лечения. С гуглом в этом можно разобраться довольно легко.

На что вы сразу обращаете внимание, когда смотрите фильм или сериал?

Единственное, что я хотел бы увидеть, — это удачный психотерапевтический процесс, в ходе которого лечится расстройство. Таких примеров немного.

Я видел только несколько героев, которые с этим справляются, но не с помощью психотерапии. Вот хороший пример. Робин Уильямс выиграл «Оскар» за роль в фильме «Умница Уилл Хантинг» (сценарий Мэтта Дэймона и Бена Аффлека). Ясно, что герой Дэймона излечивается, но в картине есть совершенно возмутительная сцена, когда врач хватает его за горло и зажимает к стене. Случись такое в любом штате, этого специалиста сразу же лишили бы лицензии. Но в фильме нам словно говорят: «Эй, это же действительно сработало! Ему стало только лучше от того, что Робин Уильямс ударил его о стену и рассказал о своей умершей жене». То есть терапия была нелепой, но пациенту стало лучше. В кино очень редко показывают хорошо проведенную психотерапию, которая помогла герою-пациенту. Исключением, наверное, можно считать «Прерванную жизнь» (сценарий Джеймса Манголда, Лизы Лумер и Анны Гамильтон Фелан), но подобные примеры нечасто встречаются.

А в реальности пациенты переживают такой значительный катартический поворотный момент, как герой Мэтта Дэймона в фильме «Умница Уилл Хантинг»?

Рад, что вы спросили. Это одна из моих любимых «мозолей», когда речь заходит о психотерапии в кино. Все концентрируются на этом единственном, крупном катартическом моменте. Герой освобождает на волю подавленные воспоминания, испытывает невероятное эмоциональное потрясение и в результате излечивается.

Классический пример — «Три лица Евы», где Джоан Вудворт прозревает, когда вспоминает, как в десятилетнем возрасте поцеловала свою умершую бабушку. Все это происходит под гипнозом, затем она объединяет все три своих личности в одну. Психологи называют это катарсисом. Это чистый шоубизнес, который вы никогда не увидите в реальной жизни.

И проблема, конечно, с моей точки зрения, в том, что зрители получают обманчивое представление. В моей практике были пациенты, которые говорили: «А вы не собираетесь меня загипнотизировать, чтобы мои глубоко похороненные воспоминания из прошлого вылезли наружу?». А я им отвечал: «Нет, это так не работает». На что они: «Забавно, а в кино работает».

Учитывая то, что вы знаете о человеческом сознании, вы начинаете анализировать людей просто при встрече?

Нет, для этого им надо мне заплатить. Я не работаю на автомате.

То есть это такая функция, которую можно включить и выключить?

Наверное.

Я спрашиваю, потому что многие сценаристы не могут ходить в кино, «выключив» свое умение выявлять структуру, характер героя, арки.

Окей, я расскажу, как это работает у меня. Если я смотрю «А как же Боб?», я смеюсь и наслаждаюсь игрой Билла Мюррея, но если соберусь что-нибудь написать про этот фильм, посмотрю на него другим взглядом — критическим, не тем, который был, когда я смотрел фильм ради развлечения. Что-то внутри меня скажет: «Это же нелепо», но я не позволю этому помешать мне развлекаться.

То есть вы намекаете на то, что психотерапевты более уравновешенные люди, чем сценаристы?

Не стал бы так далеко заходить. Вот что скажу. Я всегда напоминаю своим студентам, что в психиатрии мы не используем слово «нормальный», поскольку ни у кого из нас не было идеального детства. Мы все выросли со шрамами.

Комментировать



Читайте также:

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: