Как зарубежный зритель воспринимает «Оттепель»: эссе сайта Vulture

02 Февраль 2016
Как зарубежный зритель воспринимает «Оттепель»: эссе сайта Vulture

Мэтт Золлер Сэйтц подготовил для сайта Vulture видеоэссе, где сравнил «Безумцев» и несколько эпизодов сериала Валерия Тодоровского «Оттепель», которые он посмотрел в преддверии Роттердамского кинофестиваля.


А вы знали, что существуют российские «Безумцы»?

Сериал называется «Оттепель» и идет с 2013 года (автор статьи полагает, что сериал еще идет — прим. ред.). Я не слышал о нем, пока несколько недель назад меня не попросили сделать видеоэссе для Роттердамского кинофестиваля и сравнить «Оттепель», драму о киноиндустрии в Москве 60-х годов, с проектом Мэттью Уэйнера о нью-йоркском рекламном агентстве того же десятилетия. «Оттепель» — это не копия и в сюжете у них мало общего, но, все же, визуально и по настроению они настолько близки, что это сходство нельзя не заметить, если хотя бы немного ознакомиться с «Безумцами».

Пока я сравнивал эти сериалы, еще сильнее осознал, насколько сильно «Безумцы» повлияли на телевидение. На протяжении семи сезонов зрители погружались в мир креативного директора Дональда Дрейпера и его коллег, живших в разгар шумных 60-х. Это были годы элегантных костюмов, крепкого алкоголя, смены гендерных норм, политических и исторических инсинуаций, а также размышлений о значении изображения. Сериал так и не стал хитом с точки зрения широковещательных каналов, но ему удалось сильно задрать планку и стать объектом обожания как критиков, так и зрителей. Я был настолько увлечен им, что даже написал книгу Mad Men Carousel, и вот снова возвращаюсь к нему. Это настолько богатый материал, что его можно пересматривать несколько раз и каждый раз изучать с разных точек зрения.

Одна из тем, которую только начали раскапывать — это влияние сериала на телевизионную индустрию. Теплый прием «Безумцев» привел к появлению других проектов, изучающих нашу историю сквозь призму психологии — это были сериалы, в которых прошлое превращалось в живую диораму, наполненную идеально продуманными декорациями, элегантными костюмами и старыми автомобилями, но также полную сексизма, гомофобии, расизма, классовой борьбы и других недостатков, которые до сих пор нам досаждают, пусть и в иной форме. В пример можно привести короткую мыльную оперу ABC «Пэн Американ», проект Showtime «Мастера секса», изучавший сексуальную политику 1960-х годов, сериал AMC об информационном бизнесе 80-х «Остановись и гори» и, в каком-то смысле, «Подпольную империю», гангстерскую сагу о временах сухого закона, которая иногда напоминала «Клан Сопрано» в стиле «Безумцев».

Некоторые зарубежные проекты также показывали следы влияния Дона Дрейпера. Одни из самых заметных — драма о журналистах в Холодную войну «Час» («Безумцы» встречают «Всю президентскую рать»), сериал Netflix «Острые козырьки» (частично — мыльная опера, частично — гангстерская драма, частично — предмет исторического фетишизма в стиле Уэйнера), а также мыльная опера ITV «Аббатство Даунтон» (которое обязано своей концепцией «Вверх и вниз по лестнице», а темой социальной мобильности и изменения нравов — «Безумцам»). Еще один тайный ребенок «Безумцев» — «Американцы», который притворяется шпионским триллером, но почти также внимателен к историческим событиям эры Рейгана, как и «Безумцы» — ко временам Кеннеди, Джонсона и Никсона.

«Оттепель» — один из самых занятных последователей шоу Уэйнера. Смотреть ее — все равно что оказаться в параллельной вселенной, где множество тем «Безумцев» проявляются в другом культурном контексте, с другими персонажами и ставками. Название отсылает к политике конца 50-х-начала 60-х годов, когда Никита Хрущев немного ослабил репрессии и запреты, навязанные Холодной войной, и дал народу чуть расслабиться, позволив появиться более замысловатой культуре, а также разрешив взаимодействие советских художников, писателей, музыкантов и кинематографистов со своими коллегами из других стран. Сериал не так сильно сосредоточен на переплетении личной и национальной истории, как «Безумцы». По большей части, он о психологии автора, толстосумах из киноиндустрии, влиянии кинопроизводства на жизнь близких людей, а также о кино как фабрике грез и, одновременно, как инструменте пропаганды национальной мифологии и способе сбежать из скучной повседневности.

Автор «Оттепели» — режиссер и сценарист Валерий Тодоровский, который основывался на своей жизни, ведь он рос в Москве в семье режиссера. У сериала есть некая лиричность и чувственность, и он так же, как и «Безумцы», любит визуальные трюки: там много эффекта слоумоушн, множество переходов на кадры с людьми, идущими сквозь дождь, взлетающими голубями и подобным. Но «Оттепель» гораздо душевнее и приземленнее, чем американская драма Уэйнера — можно сказать, что она более русская. Здесь гораздо больше откровенного секса и полностью обнаженных тел, чего «Безумцы» никогда не показывали. При этом распитие спиртных напитков гораздо быстрее выходит из-под контроля, превращаясь в нечто асоциальное. В пилоте гораздо больше пьяного дебоширства, чем в большинстве сезонов «Безумцев» (по крайней мере, до шестого, где Дон срывается).

Основной сюжет начинается где-то в середине пилота, когда друг Виктора, талантливейший, но, к сожалению, практически невостребованный сценарист, неожиданно умирает молодым. Виктор ставит себе цель — добиться, чтобы последний сценарий друга кто-нибудь снял как подобает, но ему постоянно мешает работа и политическая ситуация (иногда тема работы совпадает с «Безумцами» — начальнику студии Виктор не нравится, а сам режиссер ненавидит главного актера, которого ему навязали).

Как раз в этом, возможно, сериал наиболее близок к «Безумцам»: он об упорной борьбе искусства с коммерцией в массовой культуре. Взаимоотношения между жизнью и кино всегда противоречивы и неоднозначны — они не так подробны, как пересечение рекламы, истории и личной жизни в «Безумцах», но столь же пылки. Даже когда персонажи разговаривают о производстве кино как о какой-нибудь заводской работе (которая производит изображения, а не потребительские товары и боеприпасы), всегда есть ощущение, что они вовлечены в процесс создания чего-то более тонкого и загадочного, даже если результат оказывается неудовлетворительным для них самих. От сериала не оторваться.

 

Комментировать



Читайте также:

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: