Как успешно реализовать краудфандинговую кампанию в России: опыт команды фильма «Инволюция»

20 Сентябрь 2016
Как успешно реализовать краудфандинговую кампанию в России: опыт команды фильма «Инволюция»

Фильм «Инволюция»

Несколько дней назад закончилась краудфандинговая кампания по сбору средств на создание российской фантастической антиутопии «Инволюция» ― проекта той же команды, которая сняла независимый хоррор «ТРИ». За месяц ей удалось собрать сумму, в полтора раза превысившую заявленную цель. Режиссер проекта «Инволюция» Павел Хвалеев рассказал нам, как изменилось его отношение к краудфандингу в ходе кампании, какой этап ее подготовки был самым трудоемким и от чего зависит успех краудфандингового проекта.

Cinemotion: Почему вы решили прибегнуть к краудфандингу?

Павел Хвалеев: Творческая независимость остается главным и необходимым условием нашей работы. При этом, если прошлый фильм мы снимали полностью на собственные средства, то для создания мира будущего в «Инволюции» и привлечения к работе актеров высокого класса мы вынуждены обращаться к внешнему финансированию.

На наше счастье, немецкая кинокомпания Daredo, которая покрывает большую часть расходов на производство картины (а съемки проходят на территории Германии), готова обеспечить неприкосновенность творческого процесса со своей стороны.

В России нам пока не удалось найти взаимопонимания с инвесторами. После выхода фильма «Три» мы получили довольно много предложений о сотрудничестве, но честно говоря, еще ни разу не увидели действительно вменяемых условий, учитывая чрезвычайно низкую себестоимость наших проектов.

В свою очередь краудфандинг с его демократичной философией и максимальной прозрачностью оказался для нас просто идеальным инструментом привлечения средств. Ведь старт кампании, помимо прочего, дает уникальные преимущества, лежащие вне финансовой плоскости. Мы не только собрали необходимую для организации съемок в России сумму, но и в качестве весомого «бонуса» получили совершенно новый уровень интереса к проекту со стороны потенциальных зрителей, представителей киноиндустрии и средств массовой информации.

C: На какой стадии находился проект, когда вы запустили кампанию?

ПХ: Мы стартовали 15 августа. На тот момент была окончена работа по подготовке сценария на двух языках, сформирована съемочная команда, завершен кастинг актеров на главные роли и смонтирован промо-тизер картины.

C: Как вы относитесь к самой идее краудфандинга и насколько активно сами жертвуете средства на чужие краудфандинговые проекты?

ПХ: Очень хорошо относимся. Краудфандинг полностью соответствует нашему представлению о справедливом круговороте бюджетов в культуре и шоу-бизнесе. Если проект нужен и интересен, он будет жить. Для огромного числа людей это способ принять участие в создании чего-то нового и повлиять на расстановку сил в культурном поле, поддержать близких по духу людей.

Лично для меня краудфандинг — относительно новая практика, и я только начинаю входить во вкус! Поддерживаю некоммерческие инициативы, которым хочется дать право на жизнь, а также, разумеется, достойные кинопроекты.

C: Что вы сделали первым делом, когда запустили краудфандинговую кампанию?

ПХ: Мы начали с того, что рассказали о проекте своим друзьям. Буквально каждый участник команды взял в руки мобильный телефон и позвонил людям из своего ближнего круга. Фактически одновременно публиковались посты в соцсетях, отправлялись личные сообщения друзьям и подписчикам. Те в свою очередь рассказывали о фильме своим друзьям. Этот нехитрый способ стар как мир, но он всё еще действительно работает.

Павел Хвалеев на съемках тизера (источник)

Кроме того, мы написали адресные обращения коллегам по цеху — режиссерам, критикам, продюсерам, которые ранее оценили наш предыдущий фильм. В результате «Инволюцию» официально поддержали кинокритик Антон Долин, музыкант DJ Грув, режиссер Алексей Красовский, программный директор ТНТ Владимир Воронов, продюсер Андрей Русанов, чем оказали нашему проекту неоценимую помощь.

Вообще мы много и методично работали с соцсетями, пытаясь охватить как можно больше людей, потенциально готовых поддержать наш проект. Мы запустили таргетированную рекламу в инстаграм, вели переговоры с администраторами пабликов «Вконтакте», как это делают smm-маркетологи. Даже нашли интересную группу, посвященную теории инволюционизма.

Как результат всех этих действий по истечении 10 дней кампании нам удалось собрать более 100% необходимой суммы, а Planeta.ru сообщила, что мы побили рекорд скорости сборов в сфере кино за всю историю российского краудфандинга (и даже пригласила нашу команду в свой московский офис для личного знакомства).

C: Помогали ли сотрудники Planeta.ru советами по составлению кампании и насколько существенна их помощь в распространении информации о вашем фильме?

ПХ: Начну с того, что на «Планете» есть подробная инструкция по созданию и ведению краудфандинговой кампании. Она очень хорошо проработана, и именно на эту инструкцию мы ориентировались при подготовке нашего видеоролика, описания проекта и акций-бонусов для поддержавших фильм. После того как мы добавили в систему первую версию описания (за две недели до запуска кампании), с нами связались представители администрации «Планеты» с предложением внести несколько значимых изменений. В частности, по их настоянию мы визуализировали шкалу распределения собранных средств и вынесли информацию о нашем дебютном фильме в самое начало.

В полной мере мы ощутили на себе поддержку «Планеты» на четвертый день кампании, когда собрали 25% от заявленной цели. «Инволюция» попала не только на главную страницу, но и в официальный дайджест, рассылаемый всем подписчикам «Планеты». Вообще до старта кампании у меня было стойкое убеждение, что российский краудфандинг — это стихийное явление в том смысле, что проекты и их авторы могут рассчитывать только на свои силы и свою аудиторию. Но это в корне неверно. На сегодняшний день на «Планете» сложилось устойчивое многочисленное сообщество людей, которые активно и на постоянной основе поддерживают краудфандинговые проекты.

C: Как долго вы разрабатывали план краудфандинговой кампании?

ПХ: Большая часть времени ушла на подготовку контента — тизерного видеоролика, видеообращения, текстовое и графическое оформление описания (в общем счете больше месяца). А дальше началась каждодневная рутинная работа по ведению кампании. Мы мониторили активность аудитории на «Планете», добавляли новые лоты, публиковали новости, благодарили меценатов, отвечали на вопросы в соцсетях, рассказывали о кампании через все доступные нам каналы. Конечно, перед началом кампании нужно иметь какой-то план, понимание, что вы будете делать после старта, но еще лучше уметь подстраиваться под обстоятельства и гибко реагировать. Краудфандинг как никакая другая активность завязан на обратной связи.

C: Вы не узнавали у людей, которые делали пожертвования, и меценатов, смотрели ли они фильм «ТРИ»?

ПХ: Специально не узнавали, но определенно на принятие положительного решения в пользу «Инволюции» повлияли наши достижения с фильмом «ТРИ», подтвержденные рецензиями и наградами. До запуска кампании мы потратили много времени на то, чтобы создать полноценный сайт (involutionfilm.com), на котором можно найти подробную информацию о съемках и фестивальной судьбе нашей дебютной ленты.

На съемках тизера (источник)

C: Какие шаги вы предприняли уже во время кампании, чтобы привлечь больше людей?

ПХ: Как я уже упомянул, мы активно работали с соцсетями. Сегментировали аудиторию по хэштегам, выделяя тех, кто интересуется кино, фантастикой и краудфандинговыми проектами.

C: Почему на этом проекте вы решили, что обязанности режиссера и оператора-постановщика будет выполнять один человек?

ПХ: В действительности в этом решении нет ничего революционного. Мы всегда подчеркиваем, что в нашей команде каждый участник выполняет несколько ключевых функций. Это тот подход, который позволяет нам делать качественное кино с небольшим бюджетом. Я уже так или иначе курировал операторскую работу в процессе съемок фильма «ТРИ».

График расходов проекта «Инволюция»

C: Какие, на ваш взгляд, проекты имеют шанс стать успешными на краудфандинговых платформах: зависит ли успех от жанра, команды проекта или правильной презентации?

ПХ: Успех краудфандинговой кампании — это результат соединения разнонаправленных усилий и множества факторов. Конечно, крайне важна правильная презентация — и видео, и текст, и графическое оформление. Важно понимать, что краудфандинг в кино — это не столько благотворительность, сколько присоединение к самобытному и амбициозному проекту. Задача авторов всегда — дать людям возможность визуализировать конечный результат работы, поверить в реальность осуществления грандиозного плана и стать его частью.

Команда тоже играет решающую роль. Потому что на ежедневную работу с аудиторией платформы, пользователями соцсетей, прессой нужны будут руки и голова. Необходимо быть готовым к тому, что вам вместе придется работать по двенадцать часов в день, чтобы добиться результата, который вы для себя наметили. Иначе не стоит и браться.

А в целом выстрелить может совершенно любой правильно оформленный проект, и, подозреваю, что успех не зависит от жанра. Но преимущество определенно на стороне того, кто уже к началу кампании имеет свою аудиторию зрителей и единомышленников.

Комментировать



Читайте также:

«Наш сериал можно назвать как угодно, но только не глупым»: режиссер Федор Стуков о сериале «Адаптация»

«У российского хоррора самые радужные перспективы». Продюсер Дмитрий Литвинов о «Невесте»

«В творческом процессе автор ― это главный человек, которому вы доверились». Отрывок из книги продюсера «Хорошего мальчика»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: