12 принципов построения мощной истории

07 Ноябрь 2016
12 принципов построения мощной истории

Сценарист и сценарный консультант Майкл Хауге перечисляет признаки крепкой истории и находит их в фильме Джеймса Кэмерона «Аватар».

1. В каждой сцене, событии и действиях персонажей должны проявляться внешние мотивы главного героя. Возьмите любую сцену из «Аватара» и вы увидите, что она или помогает Джейку приблизиться к его главной цели защитить народ на'ви и завоевать любовь Найтири, или создает препятствия на пути к их достижению.

2. Каждое новое препятствие должны быть значительнее, чем предыдущее. Конфликт истории должен нарастать по мере приближения к кульминации. Очевидно, что для Джейка научиться использовать аватар не так сложно, как выжить в джунглях Пандоры. Но сложнее всего — стать воином на'ви и повести их на бой против могущественной армии Куоритча.

3. Темп истории должен ускоряться. В первом акте «Аватара» делается упор на описание: Джейк прибывает на Пандору, узнает о ее истории и своем аватаре, говорит с Грейс и Куоритчем. Во втором акте уже больше действия: Джейк попадает в «лагерь» на'ви, захватывает и подчиняет себе банши, влюбляется в Найтири, отбивает атаку на Древо жизни. Наконец, третий акт — это по сути битва, в которой стремительно решается конфликт с нашим героем и народом на'ви. «Аватару» требовалась длинная экспозиция: необходимо были представить футуристичный мир, и Кэмерон делает это мастерски в первом акте, чтобы потом ускорить темп истории и усложнить конфликт. Он также сгущает эмоции, создавая конфликтную ситуацию (или заставляя предвкушать ее) буквально в каждой сцене. Например, мы выслушиваем не сухую лекцию о Пандоре и аватарах, а оживленный рассказ антагониста Куоритча о враждебности этого места.

4. В истории должны быть эмоциональные пики и спады. В «Аватаре» важные сцены с действиями чередуются с более спокойными (например, в которых Джейк ведет видео-журнал, общается с другими героями в лагере, учит язык на'ви и узнает что-то новое о Пандоре от Найтири). В эти моменты зрители могут отдышаться и начать ожидать новый крупный конфликт. Благодаря этому фильм не превращается в монотонную последовательность действий.

5. У зрителя должен пробуждаться «аппетит». У зрителей и ридеров сценария должно появиться желание выстроить свою версию того, что произойдет дальше — но в то же время они не должны все время угадывать. При этом если неожиданные сцены и сцены со столкновениями, как правило, краткие, то сцены «предвкушения» могут быть продлеваться практически до бесконечности. Например, это те, в которых нарастает конфликт между Джейком и наемниками. Или когда Найтири отказывается обучать Джейка: мы ожидаем, что Джейку будет стоить большого труда заставить Найтири изменить мнение о нем. А диалог ближе к началу фильма о необходимости надевать дыхательную маску нужен для более поздней сцены, в которой Джейк задыхается, так как не может дотянуться до этой маски.

6. Зритель должен занять позицию всезнающего. То есть он должен знать больше, чем герои. Например, Кэмерон говорит нам, что Джейк действует по приказу Куоритча, хотя Грейс не сразу узнает об этом. Мы узнаем, что Джейку предложили собирать сведения о анобтаниуме до того, как об этом узнают на'ви. Мы узнаем, что Селфридж приказал Куоритчу атаковать до того, как это станет известно Джейку и на'ви. Наконец, мы узнаем, что Джейк влюбился в Найтири до того, как она сама поймет это, а также ее родители и Тсу’тей. Обладая этой информацией, зритель предвкушает будущие конфликты, которые неизбежно разгорятся, когда информация откроется самим персонажам картины.

7. Ридера сценария необходимо удивлять. Он не должен угадывать все, что происходит в сценарии. Иногда нужно выскакивать с криком «Бу!», чтобы проверять его бдительность и вовлеченность. В «Аватаре» есть несколько эпизодов, которых никак не ожидаешь: когда Джейк просто поднимается и бежит в теле своего аватара; или когда мы встречаем молотоголового титанотера, после чего происходит неожиданное нападение еще более ужасного танатора. Соблюдение этого принципа еще важнее в комедии, триллере или хорроре, так как он помогает создать юмористические, шокирующие и страшные моменты.

8. Нужно разжигать любопытство. Не стремитесь объяснить сразу все, что происходит в истории. Ридеры и зрителю обожают загадки и с удовольствием будут угадывать, кто совершил убийство, как герой решит конфликт и каковы его истинные мотивы. В «Аватаре» мы с большим интересом следим, как Джейк и на'ви отражают нападение Куоритча и его армии. Но до этого нам было любопытно, почему Пандора так опасна, когда и как Джейк найдет и приручит банши, как он вернет доверие Найтири и других на'ви, которых предал.

9. Необходимо придумать «предзнаменование» для действий героев и их способностей. Предзнаменование — мой собственный прием, призванный сделать историю более достоверной: вы должны раскрыть какую-то информацию до того, как она окажется важной, чтобы затем история стала выглядеть более логичной. В самом начале «Аватара» мы узнаем, что Джейк — морской пехотинец с боевым опытом, что аватары — крупные, сильные, быстрые и ловкие существа, что воины на'ви сильны, умны, отважны, хорошо летают и прекрасно охотятся. Наемники Куоритча многочисленны и хорошо вооружены... Каждый из этих фактов представляется до того, как окажется важным для истории. Благодаря этому действия персонажей выглядят логичными и достоверными.

10. Повторы ситуаций, тем и диалогов продемонстрируют изменение и рост персонажей. Повторы тем или фраз помогают зрителям сравнить изначальную позицию героя или ту, в которой мы его оставили в последний раз, с той, где он находится в данный момент. Слово «сердце» и фраза «Я тебя вижу» повторяются неоднократно в «Аватаре», так как Джейк меняется: если поначалу его жизнь — это слепое следование долгу, а в сердце нет ничего кроме отчаяния, то постепенно он узнает истинного себя и других, ощущает связь с высшей силой.

11. Необходима опасная ситуация для одного из персонажей. В «Аватаре» каждому герою в какой-то момент угрожает опасность — это же боевик. Но вот хороший пример: вспомните, как серьезно мы волновались за судьбу Грейс после ранения. Этот принцип работает не только в приключенческих фильмах и триллерах, а во всех жанрах. Всегда заставляйте своих героев рисковать всем, что у них есть, будь то деньги, работа, возлюбленный или возлюбленная, достоинство, одобрение окружающих или судьба.

12. Время должно быть сжатым. Чем короче время действия, тем легче вам будет удерживать внимание зрителей. В начале фильма Куоритч говорит Джейку, что у него есть три месяца на то, чтобы заставить на'ви покинуть свой дом — по истечении этого срока нападет армия наемников. Установление этого срока словно сжимает время истории: мы понимаем, сколько она будет продолжаться, и будто слышим звук тикающих часов, создающий напряжение в истории. А помните, что в начале сценария говорится о дыхательной маске? «Оставшись без маски, вы потеряете сознание через 20 секунд, а через пять минут будете уже мертвы». И вновь в финале картины, когда Джейк не может дотянуться до своей маски, мы словно слышим, как стрелки отмеряют оставшиеся секунды.

Комментировать



Читайте также:

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: