«Каждая страница несла свой смысл»: сценарист Эрик Хейссерер о работе над фильмом «Прибытие»

08 Ноябрь 2016
«Каждая страница несла свой смысл»: сценарист Эрик Хейссерер о работе над фильмом «Прибытие»

Издание Business Insider рассказало, как сценарист Эрик Хейссерер десять лет искал финансирование для сценария, который в итоге превратился в фильм «Прибытие» режиссера Дэни Вильнева.


В 2010 году на одном из собраний компании 21 Laps Эрику Хейссереру предложили озвучить свои мысли о новом фильме. Он заговорил об идее, которую до этого отвергали в течение пяти лет. В тот раз он подумал: «Почему бы и нет?»

Он рассказал Дэну Коэну и Дэну Левину, продюсерам 21 Laps, о повести «История твоей жизни» фантаста Теда Чана: о лингвисте Луизе, помогавшей военным понять язык инопланетян, приземлившихся на нашу планету.

К удивлению Хейссерера, Коэн и Левин заинтересовались его идеей, и фильм, теперь известный под названием «Прибытие» с Эми Адамс в главной роли, получил поддержку.

Хейсеррер обрел популярность благодаря хоррорам: кассовый хит этого года «И гаснет свет», а также перезапуск «Кошмара на улице Вязов» в 2010 году появились благодаря ему. Тем не менее сценарист всегда искал возможность поработать в других жанрах: проект, который он написал в виде спек-сценария, смог предоставить ему такую возможность.

Примерно в 2005 году он прочитал «Историю твоей жизни» и проникся рассуждениями Чана о жизни и о потерях, с которыми нам приходится мириться. «Конец романа меня потряс, и я не мог не поделиться им с остальным миром. Меня не слишком волновало, что история не особо кинематографична», — говорит Хейссерер. Именно поэтому у него ушло столько времени, чтобы найти продюсеров для проекта. Ему постоянно твердили, что здесь нужен либо звездный актер, либо известный режиссер. У Хейссерера не было ни того, ни другого.

Заполучив поддержку 21 Laps, он оказался на шаг ближе к цели. Компания, основанная режиссером Шоном Леви («Ночь в музее»), вскоре взяла новый курс, поддержав идею двух неизвестных режиссеров, которая вылилась в сериал «Очень странные дела», один из самых больших хитов Netflix.

Тем не менее студия вновь отвергла идею, когда Хейссерер и 21 Laps объединились, так что сценарист смирился с мыслью забыть о проекте. По крайней мере, он так думал.«Следующим утром я позвонил Дэну и сказал, что не могу расстаться с историей просто так, она слишком дорога мне, что я во что бы то ни стало напишу сценарий», — рассказал он.

Весь 2011 год Хейссерер провел за созданием сценария, который затем попал в Black List, ежегодный список лучших нереализованных сценариев. В 2012 году независимые компании FilmNation и LavaBear предложили профинансировать идею. Хейссерер сумел убедить их дать себя права исполнительного продюсера. «Мне нужно было иметь право голоса в обсуждениях. Я специально выстроил сценарий таким образом, чтобы каждая страница несла какой-то смысл, как в игре дженга. Если бы кто-то захотел что-то оттуда убрать, у меня должно было быть право этого не допустить», — говорит сценарист о своей новой должности.

Систематизированная адаптация повести началась с двух элементов: пробковой доски и журналов. Доску Хейссерер разделил на две секции. Одну он посвятил основной сюжетной линии, в другой он размещал изображения из журналов, которые могли бы отразить какой-либо аспект истории: идею для локации, снов и даже потенциальных актеров.«Удивительно, но уже тогда на доске висело фото Эми Адамс: я ее видел в качестве возможной исполнительницы роли Луизы», — рассказал сценарист.

Хейссереру, как он и предполагал с самого начала, пришлось внести несколько изменений в историю, чтобы сделать ее более кинематографичной. Самым значительным оказалось прибытие инопланетян на Землю.

В повести Чана пришельцы, находившиеся на расстоянии световых лет от Земли, общались с Луизой через экран, но сами на планету так и не прилетали. «Это было первым большим расхождением с оригиналом, пришельцы оказались ближе к людям», — говорит Хейссерер.

После Хейссерер подумал, как люди отнесутся к приземлившимся по всему земному шару инопланетным кораблям. Наверняка не очень хорошо: «Чем дольше инопланетяне не будут давать внятного ответа людям, тем больше будет волноваться человечество».

Но если отбросить в сторону сценарные приемы, при помощи которых Хейссеррер нагнетал драму и напряжение, сценарий четко следовал букве первоисточника. «Эмоции, которые мы испытываем в финале, осознав путешествие Луизы, — работа Теда. Я не хотел это менять, ни в коем случае», — говорит сценарист.

Благодаря этому фильм смог завоевать сердца зрителей на фестивалях в Венеции, Торонто, Теллурайде и стать одним из главных претендентов на «Оскар». Не последнюю роль здесь сыграло видение режиссера Дени Вильнёва («Убийца»), который не брался за проект, пока не встретился с Хейссерером лично (он согласился на проект лишь на шестой встрече).

Хейссерер очень рад, что студия не вмешивалась в процесс создания фильма: при независимом финансировании меньше давление на съемочную группу. «Это словно глоток свежего воздуха», — заявляет сценарист, который уже общался с требовательными исполнительными продюсерами.

Хейссерер наверняка снова вернется к привычным ему жанрам, хоррору и триллеру, но опыт с «Прибытием» не прошел бесследно. «Я еще раз доказал себе, как важно писать о том, что тебя по-настоящему волнует, когда работаешь над спек-сценарием», — рассказал он. Как известно, «И гаснет свет» и «Прибытие» начинались именно так: «Теперь я уверен, что буду писать по спек-сценарию в год что бы ни случилось»

 

Комментировать



Читайте также:

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: