«Как работают над сценарием в Южной Калифорнии». Российские продюсеры в борьбе за качественное образование

10 Ноябрь 2016
«Как работают над сценарием в Южной Калифорнии». Российские продюсеры в борьбе за качественное образование

Александр Акопов, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов и Анна Крутова — о проблемах в российском кинообразовании и путях их решения.


На прошлой неделе вышел первый учебник на русском языке по кинодраматургии Университета Южной Калифорнии USC «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии». Его перевел и издал на личные средства член Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Акопов. По его словам, этот базовый учебник обязателен для внимательного изучения всеми участникам кинопроцесса, — всеми, кто хочет говорить на одном языке с продюсерами, понимать, какие задачи стоят перед создателями успешной кинокартины. Почему было принято решение издать его в России? Ответ однозначен — этот учебник предназначен для специалистов, которые хотят научиться создавать настоящее зрительское кино.

«Учат как бы поэтов...»

О проблемах в кинообразовании и путях их решений рассказывают члены Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), в стенах которой производится около шестидесяти процентов художественных фильмов и порядка девяноста процентов всех телевизионных фильмов и сериалов России.

«Сдержанное отношение зрителя к российскому кино связано с тем, что у нас нет того среднего уровня, который обеспечивается простым владением профессией. Например, в балете есть восемь исходных позиций — и нельзя танцевать, их не зная. Наши сценаристы легко это делают, но это не их вина, — рассказывает председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. — Одна из проблем нашего кинообразования связана с тем, что учат творчеству, а не профессии. Система не заточена на ремесло, не была она заточена и в советское время. Учат как бы поэтов — этому надо способствовать, но не учить».

По словам Сергея Сельянова, сегодня индустрия кино в России нуждается в непрерывном совершенствовании и модернизации. «Российское кино должно стать конкурентоспособным. Главный его конкурент — Голливуд. Совершенствование индустрии должно начинаться с модернизации процесса подготовки специалистов, причем как в дополнительном образовании, так и в основном», — считает продюсер.

Согласен с коллегой и генеральный директор COSMOS studio, член правления АПКиТ Александр Акопов: «Выпускники сегодняшних киновузов заточены под авторское кино. Система подготовки не ориентирована на зрителя. И поэтому нам приходится обращаться к опыту Лос-Анджелеса, где учат тому, что все кинопрофессии основаны на такой науке, как драматургия. Именно эта наука позволяет ответить на вопросы, которые обычно задает зритель при просмотре фильма. Эту науку у нас, к сожалению, не преподают, хотя об эффекте Кулешова знают».

Генеральный директор компании «ПРОФИТ» и член правления АПКиТ Игорь Толстунов убежден, что в стране отсутствует должное количество образовательных институтов, школ и курсов:

«Сейчас их можно сосчитать по пальцам, и все они сосредоточены, как известно, в Москве и Санкт-Петербурге. Но ведь у нас огромная страна, и талантов в ней, на самом деле, много, но государство пока не занимается тем, чтобы дать им возможность получить специальное образование. А без государства в нашей стране, к сожалению, мало что можно сделать», — говорит продюсер.

Инициативы АПКиТ

С самого начала существования Ассоциация продюсеров официально озвучила свою позицию: необходимо изменение системы образования для развития отрасли в целях обеспечения роста интереса зрителей к российскому кино; главным постановщиком задач для российских киношкол является продюсер — основной инвестор и единственный ответственный работодатель киноотрасли; для создания эффективной системы кинообразования государству нужно решить главную задачу — создать экспериментально-производственную площадку, на которой обучающиеся смогут системно взаимодействовать с профессионалами, обретая практические навыки.

В 2012 году Ассоциация продюсеров инициировала проект в области альтернативного кинообразования. Руководитель образовательного проекта и член правления АПКиТ Анна Крутова по заданию АПКиТ провела переговоры с ведущими киношколами мира, являющимися лидерами в области кинообразования. После изучения методологий образования мировых лидеров, стало очевидным очевидное: залог успеха кинообразования — это синергия процессов обучения и производственной практики, причем практические занятия занимают девяносто процентов в системе кинообразования. Анализ рынка кинообразования привел членов АПКиТ к выводу, что сегодня лучшей школой в области кинематографических искусств является Высшая школа киноискусства Университета Южной Калифорнии (University of South California, USC), в стенах которой обучалась львиная доля оскороносных продюсеров, режиссеров, сценаристов, операторов и художников-постановщиков.

Сергей Сельянов на фестивале «Короче»

Обосновав Минэкономразвития необходимость развития нового направления в кинообразовании и заимствования опыта у американских коллег, при содействии министра Эльвиры Набиуллиной, АПКиТ добилась внесения строки бюджета на подготовку кадров в области кинопроизводства в Федеральную целевую программу «Культура России 2012-2018». Подав заявку на участие в конкурсе Министерства культуры России своего образовательного проекта и вложив собранные членами АПКиТ личные средства, продюсеры реализовали первую часть программы: в Москву приехали ведущие профессора университета — Дэвид Говард (соавтор книги «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии») и Харольд Аптер, чтобы провести Летнюю школу сценарного мастерства, организованную для педагогов ВГИКа и редакторов студий членов АПКиТ. Шестинедельный интенсивный курс, заключал в себе 216 часов лекционных и практических занятий. Курс был предназначен для педагогов ВГИКа и редакторов студий членов АПКиТ. Результаты превзошли ожидания членов АПКиТ.

Началось конструктивное сотрудничество c южнокалифорнийской киношколой. Ее руководитель Элизабет Дейли, посетив Москву со своим супругом, академиком искусств Джоном Ханикеном, была впечатлена высоким профессионализмом членов АПКиТ. Элизабет предложила направить в Россию преподавателей киношколы USC для обучения голливудским методикам преподавания и технологиям управления отобранных членами АПКиТ специалистов.

Элизабет Дэйли, декан Школы Кинематографии университета Южной Калифорнии (USC School of Cinematic Arts), Джеймс Хиндман, первый проректор Института кинематографических искусств в Акабе, Иордания (Red Sea Institute of Cinematic Arts), Светлана Ефремова, руководитель драматического отделения Калифорнийского университета (California State University) , на круглом столе «Система американского кинообразования, возможности и целесообразность внедрения ее принципов в России» 

Планировалось, что в создаваемой при участии АПКиТ киношколе будут одновременно преподавать западные профессора, подготовленные ими российские педагоги, а лекции и мастер-классы будут проводить мировые звезды и мэтры отечественной киноиндустрии. Члены Ассоциации планировали поддерживать киношколу в составе попечительского совета, вести мастер-классы, работать в приемной комиссии, выдавать гранты талантливым ученикам на обучение и сопродюсировать кино- и телепроекты школы.

Запись круглого стола «Система американского кинообразования, возможности и целесообразность внедрения ее принципов в России» 

В 2013 году, также выиграв конкурс, объявленный Департаментом науки и образования Министерства культуры РФ и софинансировов программу, Ассоциация привезла в Москву, помимо профессоров из USC, ведущих профессоров из лучших киношкол Лондона, Парижа и Токио. Прошел бесплатный цикл лекций (более 400 часов) для 200 слушателей в области сценарного мастерства и режиссуры, продюсирования, дистрибуции, искусства монтажа и анимации. Однако с 2014 года Департамент науки и образования Министерства культуры РФ прекратил формирование и объявление конкурсов на программы в соответствии с запросами, сформированными ведущими продюсерами России, являющимися членами АПКиТ.

Киношкола АПКиТ

Ассоциация продюсеров продолжает активно работать над созданием прогрессивной модели российской системы дополнительного профессионального образования в области кинопроизводства. «Мы планируем продвигать модель альтернативного обучения, соответствующего мировому уровню», — комментирует Сергей Сельянов.

«Сотрудничество российских продюсеров с представителями западных киношкол — это событие в мире российской киноиндустрии. Диалог людей культуры, элиты образования доказывает всему миру искусственность барьеров в общении между Россией и Западом. Мы строим площадку дуальной модели кинообразования, то есть обучения в процессе кинопроизводства. Точная методология обучения и технология взаимодействия профессионалов и учащихся разработана калифорнийской школой и передана АПКиТ. Что нам может помешать адаптировать изученные методологии к существующим условиям кинопроизводства в России и внедрить, а может быть и совершенствовать, успешную систему подготовки кадров для киноотрасли? Мы точно понимаем, что только такая модель может дать отрасли специалистов, говорящих на одном языке с продюсерами», — поддерживает генеральный продюсер компании «Киноквант» и член правления АПКиТ Анна Крутова.

Сейчас Ассоциация продюсеров при содействии Агентства стратегических инициатив, созданного в 2011 году Владимиром Путиным для поддержки инновационным проектам профессиональных сообществ, продвигает идею создания киношколы, которая соответствует запросам индустрии. Недавно успешно прошли переговоры членов АПКиТ с руководством Министерства культуры о поддержке пилотного проекта дуальной модели подготовки кадров для кинопроизводства. Также эту программу планирует поддерживать Министерство образования и ряд региональных правительств, на территории которых будет внедряться система экономического стимулирования кинопроизводства.

Планируется, что обучение кинопрофессиям в этой школе будет проходить непосредственно на съемочной площадке в процессе создания зрительского полнометражного художественного фильма. Теорию будут преподавать практикующие мэтры российской и западной киноиндустрии. Связь между обучающимися и профессиональной группой будут поддерживать специально подготовленные тьюторы (педагоги-наставники). Молодые кинематографисты смогут попробовать себя в качестве продюсеров, сценаристов, режиссеров, операторов, художников и других специалистов большого зрительского кинофильма с участием известных актеров. Школьники старших классов, желающие прийти работать в киноотрасли, смогут получить полное представление о кинопрофессиях и сделать для себя правильный выбор.

Презентация проекта «Новая модель профессионального обучения технологиям кинопроизводства» в рамках форума Агентства стратегических инициатив

Кураторами процесса выступят лидеры кино- и телерынка, входящие в Ассоциацию продюсеров, что гарантирует выход фильма на большой экран и трудоустройство обученных специалистов. По такому же принципу плотной связи обучения с процессом производства работает Голливуд. Вся программа обучения рассчитана на два года, в течение которых фильм проходит полный цикл, и, главное — к работе в отрасли будут готовы десятки специалистов.

По словам Сергея Сельянова, программа «направлена на решение главной проблемы российской системы кинообразования — оторванности процесса от реалий современного кинопроизводства». Лидер стратегической инициативы АПКиТ-АСИ «Кино России» Анна Крутова сообщила, что проект дуальной модели профессионального развития «предполагает полное погружение обучающихся в производство художественного фильма — от разработки проекта до выпуска фильма на киноэкраны».

Презентация проекта «Новая модель профессионального обучения технологиям кинопроизводства» в  рамках форума Агентства стратегических инициатив

21 июля 2016 года на Форуме стратегических инициатив АПКиТ успешно представила Владимиру Путину дуальную модель подготовки кадров для киноиндустрии и систему ранней профориентации для подрастающего поколения. Сегодня специально созданная для реализации проекта компания «Киноквант» при содействии АПКиТ и АСИ успешно завершает подготовку проекта к его реализации и рассчитывает в 2017 году начать реализацию пилотного проекта.

По материалам пресс-службы АПКиТ

Комментировать



Читайте также:

«В творческом процессе автор ― это главный человек, которому вы доверились». Отрывок из книги продюсера «Хорошего мальчика»

«Наш сериал можно назвать как угодно, но только не глупым»: режиссер Федор Стуков о сериале «Адаптация»

«У российского хоррора самые радужные перспективы». Продюсер Дмитрий Литвинов о «Невесте»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: