Десять уроков для начинающего режиссера

30 Ноябрь 2016
Десять уроков для начинающего режиссера

Иллюстрация: Minh T 

Основатель продакшн-студии Creative Rebellion Ноам Кролл поделился с читателями своего блога режиссерским опытом, который он получил за свою карьеру.


Спросите любого молодого режиссера, к чему он стремится, и вы услышите: «Я хочу быть режиссером». Однако немногие понимают, что эта профессия собой представляет. Я никого не осуждаю, ведь сам в начале карьеры не имел об этом ни малейшего понятия.

Дело в том, что быть режиссером — значит управлять сложнейшим проектом со множеством проблем. Чтобы стать мастером своего дела, вы должны понимать и следить за всем, раз за разом улучшая свои навыки.

Многие сценаристы и операторы приходят в эту профессию, считая, что какой-то отдельный аспект превыше всего остального: например, диалоги или камера. Но чтобы стать выдающимся режиссером, нужно иметь глубокое понимание роли каждого творческого элемента.

На расширение своего кругозора у вас могут уйти не просто годы, а десятки лет. Невозможно научиться всему на одном проекте или посещая лекции о кинематографе.

Хотя моя карьера началась совсем недавно, я успел снять приличное количество фильмов и вынести для себя несколько уроков, на основе своих успехов и неудач. Я составил небольшой список правил для режиссеров, к которым я пришел за этот короткий путь.

Цените работу актеров

Вы должны четко понимать философию и технику актерства. Я не предлагаю вам играть самим, но базовые знания иметь необходимо. Если вы не знаете разницы между игрой по системе Майзнера и Станиславского, лучше подтянуть теорию. Каждый актер работает по-своему, и знать, как найти общий язык с ним, объяснить ему персонажа — ваша работа. Это относится и к уже опытным актерам. Каждого нужно уметь настроить на нужную волну. Для некоторых важно, чтобы вы понимали технику их игры. Одних надо мотивировать и подталкивать, в то время как большинству достаточно небольших подсказок. Ваша задача — понять, как найти общий язык с каждым актером и быть ему максимально полезным.

Руководить актерами — это лишь часть вашей работы

На заре существования кинематографа главной задачей режиссера была работа с актерами. Он приходил за несколько дней до начала съемочного процесса и помогали актерам вжиться в их роли. Обычно работа режиссера прекращалась вместе с окончанием съемок, редко кто занимался монтажом. Некоторые начинающие режиссеры все так же думают, что главной их целью являются актеры, хотя в наше время это далеко не так.

Одна из основных дилемм режиссера — это распределение времени на работу с актерами и съемочной командой. Первые, как и вторые, постоянно нуждаются в вас, и вы должны быть рядом с ними. Необходимо развивать свой инстинкт, понимая, кто из них больше требует вашей помощи в той или иной ситуации. Никогда не преувеличивайте важность продакшна, напрочь забывая о других аспектах. Если вы хотите, чтобы актеры выкладывались полностью, создайте им для этого все условия. Во многом это относится к вниманию ко всяким мелочам, которые могут заметно на них повлиять.

Будьте строгим, но добрым

В большей степени это правило относится к работе с актерами, чем с командой. На съемочной площадке ценна каждая минута, и велик шанс, что вас могут неправильно понять. Неважно, актер ли это или оператор, разговаривайте с ним строго по делу.

Если вы хотите, чтобы актер сыграл сцену с большим напряжением и злостью, скажите ему как есть. Ничего большего не требуется. Актерам не нужно знать историю их персонажа, и то, какие воспоминания они должны брать из его детства. Однако, если вы считаете это нужным, поговорите об этом с актером заблаговременно до начала съемок.

90% работы режиссера происходит во время препродакшна

К началу съемочного процесса большая часть вашей работы — творческой и организационной — должна быть выполнена. Кастинг, художественная постановка, локации, команда — все нужно подготовить заранее. В противном случае вы рискуете ввязаться в неравный бой, пытаясь завершить незаконченные дела в процессе съемок и потеряете шанс доработать фильм как следует. Следите, чтобы все шло строго по плану, созданному на препродакшне. В этом деле лучше не принимать серьезные решения на ходу.

Некоторые начинающие режиссеры боятся, что в их фильмах не будет хватать творчества, если они тщательно подготовятся, что у них не будет возможности решать какие-то вопросы спонтанно, находясь на съемках. Это все неправда: чем лучше вы подготовлены, тем больше ваш КПД на площадке и больше времени на эксперименты, больше вероятность сделать что-то интересное. Без подготовки все ваше время уйдет на решение проблем.

Думайте, как сценарист

Как многие другие режиссеры, я люблю писать сценарии. Даже если вы не прирожденный сценарист, вы обязаны знать самые азы профессии, постоянно пропуская их через призму кино: от идеи до постпродакшна. Чтобы писать сценарии эффективно, вы должны разбираться в структурах историй, арках персонажей, экспозициях и многих других базовых аспектах. Вы можете работать с прекрасным автором, но ваши представления о сценарии могут расходиться. Без навыков режиссера у вас не получится продемонстрировать свое видение картины полностью.

Создание сценариев похоже на путешествие длиною в жизнь: вы должны постоянно расширять горизонты своего кругозора, читать работы других сценаристов и тексты по интересующей вас теме. Роберт Макки прекрасно подойдет для начала.

Создание сценария похоже на монтаж

Развивая предыдущую мысль, я не могу не отметить, что писательские навыки становятся очень полезными и в процессе монтажа. Он как две капли воды похож на создание текста. Умение писать поможет вам на монтаже больше, чем вы могли бы себе представить.

Никогда не монтируйте, опираясь только на стиль. Так вы рискуете упустить что-то очень важное. Принимайте решения, согласно персонажам и истории, даже если это потребует от вас принести в жертву удачные визуальные решения. Приобретенные знания помогут вам решить кажущиеся безвыходными ситуации.

Вы дирижер

Даже не пытайтесь делать всю работу самостоятельно. Да, вы хотите сделать фильм по-настоящему своим, но это не значит, что вы должны управлять всеми процессами. Вы должны дирижировать командой, словно оркестром. Следите, чтобы каждый процесс, каждый участник команды, каждый актер работали в гармонии друг с другом. У вас этого не получится, если вы будете зациклены на чем-то одном.

Это-то и позволит сделать фильм вашим. Фильм уравновешивает все процессы, его увидит весь мир. Если вы хотите, чтобы о вас хорошо отзывались, относитесь ко всему с одинаковым вниманием.

Следуйте за вашим видением

Умение делиться своим видением фильма с командой — тоже часть «дирижерской» работы. Это задаст фильму правильное направление и наделит вас уверенностью, что вы следуете творческой задумке. Четкое представление о видении даже в самые трудные минуты, несомненно, поможет вам добиться желаемого результата.

Ваше видение объединяет все творческие силы команды, будь то сценарист или художник-постановщик. Перед тем, как углубиться в процесс создания фильма, удостоверьтесь, достаточно ли хорошо вы продумали идею и готовы ли пойти на все ради нее.

Общение превыше всего

Если вы точно знаете, какой будет история, персонажи, тема и визуальные решения, то это не значит, что другие так же хорошо подготовлены. Предпринимайте все, чтобы команда поняла вас. Используйте все инструменты в вашем распоряжении, чтобы донести свои идеи: организовывайте конференции, устраивайте дополнительные репетиции, приводите больше референсов. В противном случае, никто не сможет работать над фильмом.

Всегда помните, что в общении участвуют обе стороны: если вам рассказывают какую-то идею, выслушайте ее. Нет плохих идей, есть неподходящие. Стремитесь вести непринужденный диалог с командой. Фильм не получится, если работа над ним превратится в диктатуру.

Позаботьтесь о расположении камеры

Если только вы не являетесь по совместительству и оператором своего фильма, двумя важнейшими решениями для вас будут выбор объектива и расположение камеры. Другими словами, не говорите оператору, как освещать сцену. Найдите того, чье видение фильма будет полностью совпадать с вашим, проводите с ним как можно больше времени на стадии препродакшна, чтобы найти общий язык. Это позволит вам сосредоточиться на работе с актерами, выборе плана и объектива — главных вещах в работе с изображением для вас.

Настройка освещения может занять большую часть съемочного дня, и если в вашей команде есть оператор, которому вы доверяете, вы сможете потратить сэкономленное время на актеров, изменения в сценарии, и решения по части оформления. Множество режиссеров (в том числе и я) прошли через работу в съемочной группе, для них большое искушение уделить огромную долю своего внимания настройке камер, пожертвовав всем остальным, в том числе и актерами. Это будет большой ошибкой, которую вы осознаете в процессе монтажа.

Выводы

Быть режиссером очень сложно. Эта профессия требует большой уверенности, уникального набора навыков, а также подходящей команды. Вы сделали правильный выбор, если питаете любовь ко всем аспектам кино: от драматургии до актерства. У вас уйдут годы на отрабатывание навыков, но пока вы будете правильно понимать свою роль и не прекращать снимать фильмы, вы будете самосовершенствоваться.

На съемках я каждый раз узнаю что-то новое для себя — даже участвуя в проектах, которые мне не нравятся, я продолжаю расти над собой. Будет ли результат шедевром или провалом — неважно. Учитесь на ошибках, пробуйте снова и снова.

Комментировать



Читайте также:

«Наш сериал можно назвать как угодно, но только не глупым»: режиссер Федор Стуков о сериале «Адаптация»

«В творческом процессе автор ― это главный человек, которому вы доверились». Отрывок из книги продюсера «Хорошего мальчика»

«У российского хоррора самые радужные перспективы». Продюсер Дмитрий Литвинов о «Невесте»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: