Шесть режиссерских правил Дэмьена Шазелла

13 Декабрь 2016
Шесть режиссерских правил Дэмьена Шазелла

Портал Filmschoolrejects  о том, чему начинающие кинематографисты могут научиться на примере режиссера «Одержимости» и «Ла-Ла Лэнд».

Начинать нужно с короткого метра

В 2015 году на портале MovieMaker вышла статья, в которой Шазелл рассказал, как трудно было добиться финансирования «Одержимости» — продюсеры не были уверены, что стоит вкладываться в «фильм о джазовом музыканте», и попросили Шазелла выбрать сцену из картины и снять ее в виде короткометражки. Режиссер вспоминал: «Это сейчас я могу честно сказать: я не хотел снимать ту короткометражку. Я писал „Одержимость“ как полный метр и хотел снимать только полный метр. Но идея продюсеров оказалась гениальной. Короткометражка не только возбудила всеобщий интерес, но позволила мне понять, каким я вижу будущий полный метр».

Он продолжает вспоминать те съемки и в статье Variety: «Да, это был фильм о джазовых музыкантах, но я хотел, чтобы он выглядел как триллер или экшн. Я был новичком, поэтому все по сути говорили мне: „Сначала покажи, на что ты способен“... Такой объем материала они бы не стали читать, поэтому проще было показать небольшую короткометражку, а не 120-страничный текст... Снимать было удобно, так как была только одна локация, мы придумали, как всё показать — поместили музыкантов в одну комнату с преподавателем, там не было оружия и тикающих бомб, но было такое напряжение, что казалось, будто решается вопрос жизни и смерти. Я понимал, что если короткометражка получится, то и с полным метром будет порядок».

Запаситесь терпением и будьте настойчивы

В этом году Шазелл посетил Колледж Нью-Джерси, где провел мастер-класс для студентов. Режиссер сказал им, что главное при взаимодействии с индустрией — терпение: «Когда вы в девяностый раз слышите нет, внутренний голос начинает шептать, что вы где-то ошиблись: „Может быть, надо было послушаться родителей и пойти в юридическую школу?“ Будьте настойчивы. Выдержите все эти нет».

Подобный совет он давал в 2015 году в интервью The Hollywood News: «Не сдавайся. Ты услышишь сотню или тысячу нет, прежде чем кто-то наконец скажет да. Конечно, это касается и музыки, и режиссуры, и кинодраматургии, в которых у меня есть некоторые опыт. Сделать фильм не такое простое дело. Оно требует напряжения, ты столкнешься с большими трудностями. В то же время в этой картине я хотел показать человека, который проходит через слишком многое, чтобы добиться чего-то. Но я не оправдываю события в фильме. В нем скорее поднимает вопрос, скольким мы готовы пожертвовать ради искусства».

Гениальными режиссерами не рождаются

Шазелл считает, что кто угодно может научиться снимать. В интервью для San Francisco Weekly его спросили, сколько страданий человек должен пережить ради искусства: «Думаю, каждый должен решить это самостоятельно. Мне кажется, здесь важнее не страдания, а упорный труд. Этот бред о врожденном таланте или гениальности разрушителен. Эта мысль не только неправильна, но и вредна, так как из-за нее люди недооценивают значимость упорной работы. Моцарт просто родился Моцартом. Чарли Паркер — Чарли Паркером. Это всё туфта. Мне не кажется, что из-за искусства надо обязательно страдать. Это просто романтические бредни».

«Чем больше боишься проекта, тем больше шансов, что он оправдает себя»

В 2015 году в интервью GQ Шазелл ответил на похожий вопрос иначе: «Все время приходится чем-то жертвовать, где-то даже страдать. Я искренне верю в самомотивацию. Чем больше боишься проекта, тем больше шансов, что он оправдает себя. Работа в кино привносит в жизнь много стресса и боли, но вместе с тем вы испытываете настоящее удовольствие от творческого процесса. <...> Мне кажется, очень важно сохранить в себе частичку детства, когда вас не волновало, что подумают другие. Это постоянная борьба».

«Если вы хотите снять фильм, то должны быть готовы почувствовать себя дураком», — говорил он в интервью Indiewire о своей дебютной картине «Гай и Мэдлин на скамейке в парке».

О страхе: «Я был без денег, с шестнадцатимиллиметровой камерой из семидесятых и хотел ставить мюзиклы, как Стэнли Донен. Я страшно рисковал и очень долго ожидал фиаско».

Снимайте о личном

Шазелл занимался живописью и игрой на барабанах, поэтому неудивительно, что он придерживается принципа «Пиши, о чем знаешь». На просьбу о профессиональном совете он обязательно ответит, что в проект нужно вкладывать себя, но не обязательно делать его автобиографичным.

Создавайте искусство, которое может окупиться

Рэйчел Голдберг, протеже Шазелла на Film Independent Screenwriting Lab, пишет: «В лаборатории мы писали сценарии, за которые мы болели всей душой, они были частью нас. Нами двигало желание поделиться с миром своими историями, и для некоторых творческая составляющая была важнее, чем соблюдение рамок жанра. Дэмьен Шазелл рассказывал о важности искусства и рвения, так как на превращение сценария в фильм могут уйти года. Но он также говорил о необходимости соблюдения жанра. Дэмьен понял, что одного творческого порыва недостаточно, и поэтому он существенно изменил свой подход к проектам. Когда Шазелл писал сценарий „Одержимости“, он думал о ней как о захватывающем коммерческом триллере с четкой структурой. Получившийся фильм потряс меня, хотя он не похож на триллер в традиционном смысле: он, скорее, рассказывает об упорстве и об амбициозности героя».

Комментировать



Читайте также:

В Электротеатре Станиславский пройдет Лекторий ВЕСНА, посвященный созданию сериалов

«Сам сценарий получился слишком приближенным к реальности»: Илья Куликов о «Законе каменных джунглей»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: