Молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания-2018»

27 Ноябрь 2018
Молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания-2018»

Ситуация приходит к тому, что телеэкраны сдают свои позиции, увеличивается процент пользователей, предпочитающих сеть и смартфоны. Меняется и контент, зритель жаждет чего-то нового, с более свободным доступом для потребления, без специальных форматов и цензуры. Его привлекает просторное пространство Интернета, где можно найти ролики, фильмы или видеосюжеты на любой вкус, не зависящий от воли телеканала, программы передач или времени суток. Особенно, Интернет-пространство на смартфоне актуально для молодежи ‒ массового потребителя современного сетевого контента.

Такой контент, снятый энтузиастами на смартфон и выложенный в сеть, становится общедоступным дешевым заменителем телеэфира. Подавляющее большинство молодежи признается, что в отличие от предков не смотрит «зомбоящик», однако, это часть правды, те же сериалы, созданные при поддержке федеральных телеканалов, или разнообразные шоу с известными ведущими пользуются спросом онлайн. Однотипные телефильмы стандартного формата вынуждены соревноваться за внимание зрителя с web-сериалами, снятыми на скорую руку фанатами камер современных смартфонов.

Убивает ли смартфон кино и телевидение? Вопросы по противопоставлению форматов задавались со времен появления синематографа и его собрата по технике визуализации первых видеообразов, кинетоскопа – устройства индивидуального просмотра, очень похожего по принципу воспроизведения контента на сегодняшний миниэкран на умном телефоне с наушниками.

На заре телевидения боялись, что первые телевизоры погубят кинотеатры, но этого не произошло. Затем появились видеомагнитофоны, видеокассеты и компакт-диски, просмотр фильмов переместился в домашнюю обстановку, что уменьшило число посетителей кинотеатров. Распространение быстрого Интернет-соединения вскоре устранило посредников – отдельные носители информации. Теперь все видеоресурсы в единой базе, в «облаке», в сети, и любой смартфон имеет к ней доступ. Несмотря на это, прибыли обычных кинотеатров начали расти. В эпоху цифровизации и технической революции кинематографа и телевидения все экранные виды искусств модернизируются, но принципиально продолжают существовать. Остается понять, в каком направлении они будут развиваться.

Таков основной вопрос, волнующий сегодня многих специалистов медиаиндустрии, представителей современного киноискусства и телевидения в рамках различных мероприятий, таких как Молодежный фестиваль ТВ программ и фильмов «Телемания-2018», проходивший в ноябре. На «Телеманию» было прислано более четырехсот аудиовизуальных работ из разных уголков России и СНГ, в конкурсе участвовали представители учебных заведений, в том числе Гуманитарного института телевидения и радиовещания (ГИТР), Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК) и других вузов. ГИТР занимался организацией мероприятия, в рамках которого прошли встречи с мэтрами медиаиндустрии, мастер-классы и итоговое присуждение призов в пятнадцати различных номинациях от документальных и игровых фильмов до клипов, рекламных роликов и репортажей, длительностью от нескольких минут до получаса. При этом обнаружилась устойчивая тенденция к сокращению конкурсных работ в телевизионных номинациях (репортаж, ТВ-программа) и значительное увеличение их числа в номинациях, обозначенных как «фильм». Эта тревожная для телевидения статистика послужила поводом для разговора.

В рамках обсуждения современных тенденций собрались профессионалы в области кино и телевидения: руководители каналов, авторы ТВ-программ, кинорежиссеры, продюсеры телевизионных сериалов, создатели web-сериалов для Интернета и педагоги, которые готовят специалистов этой отрасли. Представителям образования важно понять, какие форматы востребованы молодой аудиторией, в основном, на экране смартфона, и как учить телевидению будущего новых студентов, чтобы не отстать от трендов настоящего.

Сходные вопросы интересовали журналистов, производителей телевизионного и web-контента.


Независимо от способов и средств доставки информации суть профессии журналиста не изменилась. Важно говорить правду и служить обществу, даже в Интернете. Но состояться в профессии смогут только те, кто способен быть самостоятельной медиа единицей - Роман Серебряный, секретарь Союза журналистов России.


Елена Ивлиева, начальник службы утреннего эфира телеканала «Россия», главный редактор программы «Утро России»:


Экран, на котором смотрят телевизионные программы, не важен. Главное – должны быть интересными сами программы, а для этого нужны эрудированные и профессиональные люди, которые могут показать «живого человека».


Ее поддержала Изабелла Пашинян, руководитель Службы генерального директора телеканала ОТР.

На обсуждении услышали и голос молодой аудитории учеников ГИТР. Слово предоставили студентке 4 курса Анастасии Курылиной:

Вся молодежь, которую я знаю, все мое окружение не смотрит телевизор и не заходит на сайты телеканалов. Мы смотрим определенный контент в YouTube, тот, который нам нужен по учебе, по интересам. Но то, что нам интересно, нет на телеканале.

Елена Ивлиева настаивала на своем:

Все дело в окружении. Где-то не смотрят телевидение, а вот у меня третий подряд курс – 60 человек, все смотрят. И я им объясняю, что можно оттуда взять. Нельзя ограничивать способы получение информации, ее можно получать отовсюду. И YouTube – далеко не самое лучшее место.

Римма Моисеева, заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов, член жюри фестиваля «Телемания-2018» процитировала одного из юных конкурсантов:


«Чтобы захотелось смотреть, должно зацепить название. Чтобы продолжить просмотр, важны первые 3 секунды – они цепляют глаз и цепляют мозг».


Именно это важно для нового сетевого формата web-сериалов, который как раз и популярен на YouTube. Для любого автора подобной продукции создание видеороликов или прочего современного и популярного контента – способ прославиться, привлечь хоть каких-нибудь зрителей, получить первое признание и, возможно, внимание не только на отечественном сегменте паутины, но и за рубежом. Интернет дает более широкие возможности и потенциально более многочисленную аудиторию пользователей по всему миру.

Арсений Гончуков режиссер web-сериала «Район тьмы», как раз затронул проблемы нового сетевого формата:

Сейчас очень много снимают web-сериалов, и все крупные кинокомпании снимают сериалы именно для Интернета, что еще вчера казалось нонсенсом, снимать за огромные деньги сериалы и показывать их on-line. Мы снимали «Район тьмы» без бюджета, без телеканалов, мы ориентировались на YouTube, но в хорошем качестве все это снимали. Тема web-сериалов она очень широкая, и у нее есть очень много направлений. Крупные телеканалы уже начали снимать свой крутой контент и запускать его в Интернет. В других странах уже давно есть фестивали web-сериалов, у нас в стране только в этом году прошел первый такой фестиваль.

Сейчас появились десятки режиссеров, которые снимают web-сериалы, про молодых ребят, про штуки, известные только в Интернете. Как раз web-сериал и есть кино, снятое для Интернета, оно имеет свои форматы и законы, например, должно быть более динамичным, нежели телеконтент. Должно быть короче, серии от двух до пятнадцати минут, в зависимости от формата, как у видео-блогеров. Герои не обязательно медийные. Web-сериалы отличает от всего остального тематика – тема и подача, много остросоциальных тем, нет цензуры.

С точки зрения доходов, web-сериал – это не бизнес. Никто не знает, как зарабатывать на web-сериалах.


«Район тьмы» – это 19 серий, снятых с кинематографическим качеством, 2,5 млн. просмотров на YouTube-канале, потрачено на этот web-сериал 3 млн. руб., вернули ‒ 50 тыс. руб., то есть ничего не вернули.


Стоимость одной серии в районе 150 тыс. руб. Это был некий эксперимент, мы делали web-сериал тогда, когда никто не понимал, что это такое.

Web-сериал ‒ это пока в никуда, этому формату год, в России они только появились, мы ищем свою аудиторию.

Пока остается очевидным, что формат web-сериала только зарождается и действует как свободное поле для экспериментов и молодых режиссеров, то место, где они могут попробовать себя, создать и опубликовать первые работы. Начиная с малого, с подбора команды: друзей, знакомых, прохожих на улице, с написания сценария с нуля и монтажа буквально «на коленке». Это попытки нащупать аудиторию, понять ее, найти и собрать.

В заключении обсуждения нового формата слово получил режиссер знаменитого фильма «Бумер» и автор недавно вышедшего сериала «Домашний арест» Петр Буслов:

Web-сериал – явление новое и очень интересное, я думаю, оно будет развиваться, потому что это определенная свобода творчества, которая не зависит от догмы каналов, впереди ждет много интересных открытий. Явление интересное – звучит громко web-сериал, по сути, 150-200 минут изображения – полнометражный фильм + 1 серия. По объему, это небольшие задачи и существенная экономия бюджета. И это все воспринимается с маленького экрана, другая крупность и другая глубина резкости, значит, и другие затраты. Такие сериалы жизнеспособны, будут жить и развиваться. А как монетизировать web-сериал – отдельный вопрос, не ко мне, к продюсерам, им придется серьезно задуматься. Я сам с удовольствием в ближайшее время сделаю какой-нибудь web-сериал.

Телевидение никуда не денется, количество средств, которыми оно обладает, может победить любой web-сериал. А вот, каким будет этот контент, эти сериалы – это большой вопрос. Сегодня в Интернете много разного. Уверен, что пройдет время, и все это переварится. Молодые авторы сосредоточатся на человеческих характерах и историях, конкурентная среда заставит их это сделать, и мы будем наблюдать за чем-то интересным.

Фестиваль «Телемания-2018» завершился церемонией награждения, в которой приняли участие медиа-лица отечественных телеканалов: Дмитрий Дибров – шоумен с Первого канала, Владимир Чернышев – ведущий НТВ, Иван Базанов – канал «Москва 24» и другие известные персоны. Разбавили размеренный темп мероприятия, в перерывах между вручением наград победителям, выступления танцоров-акробатов в святящихся костюмах и мастера игры на неоновой скрипке. Это и квартет обаятельных молодых ведущих сделали награждение незабываемым для тех зрителей, кому посчастливилось пройти через внушительную охрану на подходе к концертному залу «Королёвский», находящемуся в Останкино рядом со знаменитой телебашней.

Представительница молодежного жюри «Телемании-2018» и одна из ведущих церемонии награждения победителей конкурса – студентка четвертого курса режиссуры кино и телевидения ГИТР Анастасия Курылина поделилась своим мнением по поводу нынешнего фестиваля и его значения для молодого поколения:

Будучи в молодежном жюри «Телемании» (туда входят наиболее активные ребята нашего института из разных курсов и факультетов, выбирают они одного победителя, труд которого посчитают самым выдающимся и интересным), я посмотрела около двухсот работ – это половина тех, что были присланы на фестиваль. Так как я по своей специальности документалист, для меня были очень интересны именно документальные работы. Можно сказать, что студенчество – это этап поиска и попытка познать себя. А как познать себя? Только, если будешь анализировать других.

Я, как и большинство студентов, которые прислали работы в этому году, на данном этапе своей жизни пытаюсь понять себя, окружающий мир и выработать твердые жизненные принципы и устои. Именно поэтому, очерков и портретов в этом году было большинство. И вопросы в них поднимаются более философские и вечные: что такое любовь, семья, творчество, жизнь?

Что, в игровых работах, кроме познания себя, интересует молодежь? Конечно любовь! Но тут шире – это становление отношения к противоположному полу и самоидентификация, и самоутверждение в этом ключе. Таких работ ‒ половина из всех присланных.

Было мало банальных сюжетных моментов и штампов. Это значит, что студенты ищут новые художественные средства выражения своей мысли. Очень меня удивило и обрадовало, что не боятся экспериментировать с жанрами, совмещать документалисту и игровое, наблюдение и постановку, драму и комедию.

Но меня удивило то, что далеко не все мои фавориты совпали с мнением жюри. Особенно, по игровым работам. Все-таки, когда смотрят мастера и профессионалы, у них уже глаз наметан, где страдает ремесло, где наврали, где структура подкачала. Я же больше ориентировалась на свои ощущения, эмоции и постаралась быть «образованным зрителем».

В прошлом году я сама была участницей и могу сказать, что такие фестивали очень нужны! Когда ты еще студент, учишься, познаешь профессию – очень хочется видеть результат своих стараний. Хочется понимать, что трудился не зря, что твое мастерство растет, и это оценивают не мама с папой и бабушкой, а профессионалы.

Это определенный шаг в сторону профессиональных связей и контактов. Например, мой фильм был после «Телемании» отобран еще в альманах компании CinePromo, и они устроили полноценный показ в кинотеатре. Видеть свой фильм на большом экране – ну для кого из режиссеров это ни счастье!

Что привело к назначению на хорошую практику, и мне удалось сделать еще один документальный фильм, который уже показывали на каналах «Звезда» и «Спас». Для студентки 3 курса – это уже было достижение, я считаю!

Так и в этом году, многие из номинантов получили годовую фестивальную поддержку и другие хорошие призы, которые поспособствуют их профессиональному росту! К тому же, после мероприятия я разговаривала со своей знакомой из института, которая младше меня. Она подала свою работу в одной только номинации и не прошла... Но она с горящими глазами мне рассказывала, как ее зажигают эти победы, эти люди. Как она теперь тоже хочет снять что-то и превзойти этих победителей. И она понимает, что ей нужно много работать для того, чтобы это сделать, своего рода мотивирующая зависть – очень полезное явление!

Даешь эксперименты! Даешь новые форматы и формы!

Очевидно одно, фестиваль может определить цель и пути к действию нынешним студентам. Для молодых людей, только-только окунувшихся в профессию – это попытка и возможность получить первый серьезный опыт на выбранном поприще.

 

Комментировать

Если вы хотите помочь сайту, то можете купить у нас рекламу или задонатить любую сумму:







Читайте также:

«Фантастические твари» вновь привлекают и завораживают

Фэнтезийный мир «Хроник хищных городов»

Молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания-2018»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: